История развития специального образования

Страница 3

социальное указание на ребенка, как человека с особыми нуждами - дефективного, аномального;

система специального обеспечения охватывала только часть нуждающихся: дети с глубокими нарушениями в развитии выпадали из этой системы;

нет специальной психолого-педагогической помощи учащимся со слабо выраженными нарушениями;

не вариантов для получения специального образования.

В то же время на федеральном и региональном уровнях начинают возникать идеи по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, и новых форм организации специального обучения, которые копируют современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.

В 1992 году был создан приказ Министерством образования РФ о введении компенсирующих классов. Введение компенсирующего обучения стало актуальным, потому что у большой части детей (по разным данным 20-30%) при поступлении в школу выявились отставания в развитии как психических познавательных процессов, так и физических, которые не позволяют им осваивать школьную программу, и поэтому, ведут к стойкой школьной дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации.

Существовавшие до этого классы выравнивания в основном были ориентированы на сравнительно небольшое количество воспитанников, у которых задержка психического развития имела органическую природу. Для остальных детей так называемой "группы риска" появилась необходимость создать классы компенсирующего обучения, где процесс обучения будет носить коррекционно-развивающий характер и включать дополнительную психолого-педагогическую поддержку.

Два года спустя была выдвинута концепция коррекционно-развивающего обучения, которая, убрала противоречия между классами выравнивания и компенсирующими классами. Было предложено учащихся с выявленными психосоматическими проблемами помещать в классы коррекционно-развивающего обучения и затем в процессе первого года обучения, который выполняет, и диагностические функции, определяет более точно характер и природу отклонения, а также вследствие этого, и форму дальнейшего процесса обучения.

Несмотря на все трудности и проблемы недостаточности профессиональных кадров - учителей и психологов, система коррекционно-развивающего обучения была одновременно подхвачена в общеобразовательных школах России и стала быстро развиваться. К началу 2000 года в России около 600 000 учащихся училось в классах компенсирующего обучения. Но, необходимо отметить, что успех обучения по такой системе может произойти только при выполнении ряда важных психолого-педагогических условий, одно из которых - наличие высокопрофессионального психологического обеспечения.

Проблема психологического обеспечения остро стоит на этапе первичной диагностики, при отборе детей в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения. Нельзя соглашаться с мнением, что диагностика и отбор в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения могут производиться только психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В положениях Минобразования о классах компенсирующего обучения о системе коррекционно-развивающего обучения эти функции должны закрепить за психолого-педагогическими консилиумами школ (ППК), так как только школа, а не ПМПК, отвечает за обучение и развитие учащихся и наиболее заинтересована в развернутой и значимой диагностике. Количество учеников, которые проходят диагностику в отдельной школе, как минимум, на порядок меньше, чем в ПМПК, и потому они должны рассчитывать на самое серьезное и вдумчивое обследование.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Развитие воображения у дошкольников
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической ф ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru