Социальный фактор. Внеурочная работа, обладая значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, ориентирующаяся на детскую изобретательность, импровизацию, фантазию, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности подростков и юношей, оттягивает их от криминальной среды, увлекает личностно и социально значимыми делами, стимулирует у ребят интерес к жизни во всех ее проявлениях.
В современной педагогической практике можно выделить как позитивные, так и негативные аспекты в организации внеурочной работы подростков и старшеклассников по учебным предметам.
Среди первых отметим:
- усиление внимания учителей к внеурочной работе по учебным предметам;
- попытки интегрировать данную работу с урочной;
- привлечение к организации внеурочных занятий школьников, педагогов учреждений дополнительного (внешкольного) образования, ученых вузов, НИИ, а также родителей учащихся и др.
Отметим также негативные аспекты в организации внеурочной работы. К ним относятся:
- бессистемность организации данной работы;
- отсутствие стабильности в работе с определенными группами учащихся;
- использование в большинстве случаев традиционных форм занятий (однообразность “утомляет” подростков и старшеклассников, отторгает их от данных занятий);
- “отсечение” слабоуспевающих и трудновоспитуемых школьников от внеурочной работы по учебным предметам (“усечение” воспитательной и развивающей функций данной работы);
- недостаточное развитие индивидуальной внеурочной деятельности учащихся;
- недостаточное использование инициативы и самодеятельности подростков и старшеклассников;
- недостаточная расформализация отношений между педагогами и школьниками и др.
Работа становится привлекательной для старшеклассников, когда они ощущают взаимодоверие и уважение, расширяют и углубляют деловые контакты со взрослыми, пополняют в общении с ними арсенал способов совместной деятельности. Внеурочная работа строится на основе неформального взаимодействия учителя и учащихся. Внеурочные занятия по учебным предметам являются прекрасным “индикатором” профессиональной подготовки и мастерства педагога, его личностных качеств. Авторитаризм учителя во внеурочной работе блокирует инициативу, самодеятельность, творчество старшеклассников, отторгает ребят от первоначально интересовавшей деятельности.
Не привлекает старшеклассников и внеурочная работа, ориентирующая на освоение уже известного материала, известными же способами. Учащиеся данного возраста стремятся во внеурочной работе углубить знания, расширить умения, установить дружеские и деловые контакты с педагогами, одноклассниками и т.п.
В школьной практике учитель имеет возможность по своему усмотрению в зависимости от конкретных условий организации внеурочной работы определить ее цель и задачи. По мнению Казаренкова В.И., стратегической целью организации внеурочной работы школьников по учебному предмету является создание условий для развития и саморазвития личности школьника (посредством создания развивающей среды жизнедеятельности, обеспечивающей индивидуальное развитие старшеклассника). Задачами могут выступать:
- формирование творческого стиля жизнедеятельности школьника;
- расширение и углубление знаний и способов деятельности учеников;
- формирование потребности в самообразовании и самовоспитании.
Во внеурочной деятельности необходимо решать задачи общего развития школьников с учетом их возрастных особенностей.
Основные задачи развития в ранней юности:
- обретение чувства личной тождественности и целостности (идентичности);
- профессиональное самоопределение целей и выбор будущей профессии;
- развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Успешное решение во внеурочной работе задач общего развития учащихся зависит не только от качеств профессиональной подготовки учителя (психологической, педагогической, методической), но так же от его личных качеств, общей культуры.
Внеурочная деятельность по учебным предметам строится системно на основе единства обучения, воспитания и развития школьников. В программах и планах работы учитываются индивидуальные интересы, потребности, способности и возможности старшеклассников, их возрастные особенности. Педагогу, организующему внеурочные занятия по учебным предметам, следует помнить важное методологическое положение педагогической теории А.С. Макаренко: человек не воспитывается по частям.
Другие статьи:
Развитие музыкальных способностей как педагогическое средство управления
творческих способностей
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие ...
Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию
В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету. Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку ...