В соответствии с концепцией Л.С. Выготского (1960) онтогенез восприятия – системный процесс, который осуществляется только на основе сочетания органического созревания и обучения. На низшей генетической ступени онтогенеза складываются межфункциональные отношения между восприятием и памятью (перцептивно-мнемические системы), что позволяет вносить коррективы в процесс формирования образов на основе прошлого опыта. На высшей генетической ступени, в подростковом возрасте, происходит соединение восприятия с понятийным мышлением, обеспечивающее его осмысленность и категориальность. Новые качественные особенности восприятия возникают только при его взаимодействии с другими психическими функциями.
В онтогенезе формируется сенсорно-перцептивная организация ребенка, связывающая в единую функциональную систему разные органы чувств. Ведущую роль в этой системе играет зрительный анализатор.
У ребенка с нормальным зрением при воздействии на глаз разнообразных зрительных стимулов происходит созревание нейрональных структур зрительной системы. Развитие восприятия как сложного системного акта идет длительное время – от рождения до 15–18 лет. Это обусловлено прогрессивными морфофункциональными изменениями коры мозга в период от рождения до 18–20 лет. Постоянная модификация мозговой ткани на нейронном уровне под влиянием внешней среды рассматривается как пластичность. Сетчатка глаза, подкорковые зрительные центры и первичная (проекционная) зрительная кора обладают наибольшей пластичностью в ранние периоды жизни. На основе пластичности нейронных ансамблей под влиянием раннего сенсорного опыта вырабатывается тонкая настройка нейронных связей, обеспечивающая восприятие формы, движения, глубины пространства и т.д.
Как уже упоминалось, формирование иерархической ансамблевой организации церебральной коры зависит от структурно-функционального созревания аппарата межнейронных связей. В соответствии с морфологическими данными этот процесс занимает в онтогенезе длительное время до 18–20 лет. Поэтому, неокортикальная ансамблевая организация достигает зрелого уровня в возрасте 18–20 лет. Таким образом, в отличие от нейронных связей в первичной зрительной коре, которые формируются в раннем возрасте, связи проекционной и ассоциативных областей коры созревают значительно позднее. На основе этих данных можно предполагать, что пластичность межцентральных корковых взаимодействий в школьном возрасте является высокой.
Психофизиологическое изучение онтогенеза зрительного восприятия у детей с нормальным зрением выявило расширяющееся с возрастом гетерохронное вовлечение в анализ визуальной информации ассоциативных областей коры и усиление их влияний на проекционную зрительную кору. В указанных работах представлены экспериментальные данные, характеризующие периоды онтогенетического развития зрительного восприятия. У человека наиболее интенсивное морфофункциональное созревание межнейронных связей, корково-подкорковых отношений в проекционной системе (сетчатка, подкорковые центры, зрительная кора) происходит в возрасте 2–3 месяцев и не заканчивается к 6 годам. В этот период становление проекционной системы обеспечивает формирование механизмов, реализующих выделение простых и сложных признаков объектов. С 6-летнего возраста система внутрикорковых связей становится более пластичной и происходит широкое и специализированное вовлечение в перцептивную деятельность задних и передних отделов ассоциативных областей мозга. Это определяет формирование сложных перцептивных действий, механизма соотнесения образа с эталоном; создаются предпосылки для построения адекватных образов любых объектов. От 6–7 до 9–10 лет осуществляется интенсивное созревание межцентральных связей корковых областей головного мозга. Этот возраст рассматривается как критический, или сензитивный, для развития целостного восприятия сложных изображений и ситуаций. Дальнейшее совершенствование межнейронных связей в проекционной системе, взаимодействие проекционной и ассоциативных областей коры, межцентральных корковых отношений продолжаются до 18 лет. Формируется системное взаимодействие различных корковых областей правого и левого полушарий, участвующих в когнитивной деятельности. Усиливается внутри кортикальная интеграция зрительной проекционной и ассоциативных областей.
Другие статьи:
Наука о психическом развитии ребенка — детская психология
Учителей интересует вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания — появились более демократические семьи. Задача понимания ребенка стала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека поб ...
Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей
старшего дошкольного возраста
Для более комплексного исследования проблемы экологического образования дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования. Педагогический экс ...