Если же мотив деятельности ученика совпадает с ее объективной целью, т.е. когда ученик сознательно ставит перед собой цель научиться решать подобные задачи, то в этом случае он является не только объектом, но и субъектом этой деятельности.
Итак, ученик всегда является объектом деятельности в процессе обучения, а субъектом этой деятельности он становится тогда, когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные цели. Очевидно, что в последнем случае обучение является наиболее эффективным, только в этом случае учитель может легко и с удовлетворением полностью осуществить цели и задачи обучения.
Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик становился субъектом деятельности в процессе обучения. А для этого нужно, чтобы все стороны учебно-воспитательного процесса, его содержание, организация и методы содействовали такому становлению, были прямо направлены на воспитание ученика – субъекта своей деятельности.
Интерес старшеклассников к учебным предметам определяется тем, в какой мере учитель сумеет связать свой предмет с жизнью. Необходимо и еще одно условие – творческая активность учащихся на уроке. Это – основная линия преодоления нередко наблюдающегося в старших классах падения интереса к учению.
Однако если у старшеклассников и развивается положительное отношение к учению, это не означает, что у них создается одинаковое отношение ко всем предметам. Кроме того, в процессе учебной деятельности у юношей и девушек ярко проявляется избирательность как межпредметная, так и внутри предмета, которая в значительной мере определяется их склонностью к будущей деятельности, осознанием необходимости знаний в данной области для будущей профессии.
Интересуясь тем или иным предметом, старшеклассники в содержании любимого учебного предмета выделяют, по их мнению, самое нужное для будущей деятельности и ставят цель – глубоко изучить и познать именно этот раздел. Это приводит к тому, что порой они неоправданно исключают из своего поля зрения очень важные разделы, считая их несущественными и не имеющими значения для познания существа избранной области знаний. На уроке такое отношение школьников выражается в том, что ученик отвлекается во время работы, небрежно выполняет задания по данному разделу.
Избирательное отношение старшеклассника к учебным предметам выражается и в направленности его интересов, и в сосредоточенности на уроках.
Избирательное отношение старшеклассника к учебным предметам выражается и в направленности его интересов, и в сосредоточенности на уроках.
Умение сосредотачиваться, как правило, воспитано уже у большинства старшеклассников. Если нужно, ученик 10-11 класса будет внимателен несмотря на сильные побочные раздражители. И.В. Страхов правильно отмечает, что у старшеклассников развитие произвольного внимания находится в прямой зависимости от развития логического мышления, от умения мыслить последовательно и доказательно. Логическое развитие мысли определяет и направляет внимание старшего школьника, его внимание в значительно меньшей степени (чем у младшего школьника и подростка) зависит от внешних впечатлений, действующих на него в процессе учебной работы, от эмоциональных переживаний.
Другие статьи:
Проблема субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в представлениях педагогов-практиков
Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги, использующие данное понятие, вкладывают в него общий, разделяемый всеми смысл. В нашем иссл ...
Формы адаптации
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит взрослых в смятение. А если бы родители знали, что творится в организме и душе ре ...