Если нет мотива, то потребность вызывает у человека лишь состояние нужды, страдание, которые сами по себе не могут вызвать определенную деятельность. И лишь когда потребность опредмечивается в мотиве, то последний и вызывает определенную деятельность.
Еще одним из видов побуждений, входящих в мотивацию деятельности, является интерес. В данном случае его следует рассматривать как “основную психологическую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей”. Следовательно, за интересом стоит специфическая потребность, потребность в определенных эмоциональных переживаниях.
Каким же образом потребность, мотив, интерес вызывают определенную деятельность? Это происходит не автоматически, не вдруг. Когда человек получает информацию об определенных побуждениях – потребности, мотиве, интересе, она перерабатывается с помощью мышления и эмоций.
С помощью мышления человек оценивает разные побуждения, сопоставляет их, соотносит с имеющимися у него убеждениями, идеалами, стремлениями, учитывает эмоциональные оценки этих побуждений и уже после этого дает “команду”, толчок к деятельности, устанавливая ее цель. С помощью эмоций также оценивается информация о побуждениях, но иначе, а именно на языке чувств, переживаний.
Эмоциональные переживания выполняют не только функцию оценки ценностей тех или иных объектов для удовлетворения потребности, оценки соответствия деятельности поставленной цели и т.д., но в ряде случаев они становятся самостоятельной ценностью, ради достижения которой человек выполняет зачастую не меньшую работу, чем ради удовлетворения естественных потребностей. Мы имеем в виду деятельность человека ради достижения удовольствия, наслаждения, развлечения и др. эмоциональных переживаний. Во всех этих случаях эмоциональные переживания, чувства выступают в роли мотива, ради достижения которого у человека возникает особая специфическая потребность.
Для формирования у учащихся нужной мотивации учения, стойкого и серьезного желания учиться, учитель математики должен, опираясь на имеющейся у учащихся потребности (потребности в активной деятельности, в эмоциональном насыщении, в самоутверждении в коллективе и т.д.), вызвать у них нужную деятельность и сделать так, чтобы эта деятельность приносила им самые положительные переживания, удовлетворяла их интересы, развивала их, вселяла в учащихся веру в возможность преодоления всех трудностей, веру в свои способности и радость и гордость за свои успехи.
При этом следует иметь в виду, что нужные потребности и мотивы могут быть сформированы у учащихся только в процессе их собственной деятельности. Вне деятельности, одними принуждениями к нужной мотивации стойкого желания учиться сформировать нельзя. А для этого необходимо, чтобы содержание обучения, цели и задачи, которые ставит учитель перед учащимися, имели для них ясно понимаемый и лично значимый смысл.
Если мотивом деятельности ученика является какое-то внешнее по отношению к этой деятельности побуждение (оценка, принуждение, похвала и т.д.), то он является только объектом этой деятельности. В качестве субъекта деятельности в этом случае выступает учитель, так как он сознательно задает цель деятельности, он направляет и регулирует деятельность ученика.
Другие статьи:
Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями проявления чувства времени А.Ф. Яфальян и О.Е. Дрень была составлена система диагностических заданий по выявлению уровней развитости физического, психического и художественного чувства времени в процессе игровой деятельности детей. В диагностик ...
Специфика
внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного
класса, планирование предстоящего занятия с учетом
особенностей класса
Психолого-педагогическая характеристика класса Городская муниципальная средняя школа № 39, 10 класс "А", социально-экономический профиль, 11 девочек и 5 мальчиков, 14 – 15 лет, смены классного руководителя не происходило. Общая успеваемость в классе выше среднего. До общего уровня не дотягивают 3 ч ...