Некоторые особенности учебной деятельности старших школьников

Страница 2

Если нет мотива, то потребность вызывает у человека лишь состояние нужды, страдание, которые сами по себе не могут вызвать определенную деятельность. И лишь когда потребность опредмечивается в мотиве, то последний и вызывает определенную деятельность.

Еще одним из видов побуждений, входящих в мотивацию деятельности, является интерес. В данном случае его следует рассматривать как “основную психологическую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей”. Следовательно, за интересом стоит специфическая потребность, потребность в определенных эмоциональных переживаниях.

Каким же образом потребность, мотив, интерес вызывают определенную деятельность? Это происходит не автоматически, не вдруг. Когда человек получает информацию об определенных побуждениях – потребности, мотиве, интересе, она перерабатывается с помощью мышления и эмоций.

С помощью мышления человек оценивает разные побуждения, сопоставляет их, соотносит с имеющимися у него убеждениями, идеалами, стремлениями, учитывает эмоциональные оценки этих побуждений и уже после этого дает “команду”, толчок к деятельности, устанавливая ее цель. С помощью эмоций также оценивается информация о побуждениях, но иначе, а именно на языке чувств, переживаний.

Эмоциональные переживания выполняют не только функцию оценки ценностей тех или иных объектов для удовлетворения потребности, оценки соответствия деятельности поставленной цели и т.д., но в ряде случаев они становятся самостоятельной ценностью, ради достижения которой человек выполняет зачастую не меньшую работу, чем ради удовлетворения естественных потребностей. Мы имеем в виду деятельность человека ради достижения удовольствия, наслаждения, развлечения и др. эмоциональных переживаний. Во всех этих случаях эмоциональные переживания, чувства выступают в роли мотива, ради достижения которого у человека возникает особая специфическая потребность.

Для формирования у учащихся нужной мотивации учения, стойкого и серьезного желания учиться, учитель математики должен, опираясь на имеющейся у учащихся потребности (потребности в активной деятельности, в эмоциональном насыщении, в самоутверждении в коллективе и т.д.), вызвать у них нужную деятельность и сделать так, чтобы эта деятельность приносила им самые положительные переживания, удовлетворяла их интересы, развивала их, вселяла в учащихся веру в возможность преодоления всех трудностей, веру в свои способности и радость и гордость за свои успехи.

При этом следует иметь в виду, что нужные потребности и мотивы могут быть сформированы у учащихся только в процессе их собственной деятельности. Вне деятельности, одними принуждениями к нужной мотивации стойкого желания учиться сформировать нельзя. А для этого необходимо, чтобы содержание обучения, цели и задачи, которые ставит учитель перед учащимися, имели для них ясно понимаемый и лично значимый смысл.

Если мотивом деятельности ученика является какое-то внешнее по отношению к этой деятельности побуждение (оценка, принуждение, похвала и т.д.), то он является только объектом этой деятельности. В качестве субъекта деятельности в этом случае выступает учитель, так как он сознательно задает цель деятельности, он направляет и регулирует деятельность ученика.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Работа социального педагога по социальной адаптации детей из разведенных семей
Рассматривая социальную адаптацию как включение детей в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, социальный педагог, призван обеспечить перестройку их поведения и структуры деятельности. При этом включение должно быть целенаправленным и относительно контролируемым. Немаловажную рол ...

Вариативно-программный подход к организации деятельности детских и молодежных общественных объединений в условиях школы
В науке выделяют две модели взаимодействия школы и детских общественных объединений. Первая модель основывается на равноправном партнерстве школы как государственного образовательного учреждения и детских общественных объединений как организаций, имеющих юридический статус, собственную программу развития. Су ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru