Часто в качестве синонима понятия «брак» употребляется термин «семья», а различия между ними сводятся к чисто формальным моментам. Между тем брак — это сугубо половые по характеру отношения между мужчиной и женщиной, причем не всякие, а лишь санкционированные в той или иной форме государством, церковью или хотя бы общественным мнением, негласно признающим моральную обоснованность брачного союза. Брак является только отношением, семья же еще и социально организованное объединение людей. Семью нельзя рассматривать лишь как разросшийся брачный союз, нужно учитывать количественные и качественные различия между ними. Семью создают, прежде всего, отношения «мать — ребенок», «отец — ребенок», а не отношения «мужчина — женщина». Спектр функций брака и семьи также различен. Функции брака — удовлетворение любовных чувств и продолжение рода, функции семьи — репродуктивная, хозяйственно-бытовая, экономическая, рекреационная, и др. Анализ различий понятий брака и семьи важен для понимания того, что юридическое расторжение брака не означает автоматического распада семейно-родственных связей, что супружеский разрыв не тождественен прекращению отношений между ребенком и кем-то из родителей.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и измерениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций. Стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Можно добавить, что стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождением внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.
Под мотивами и причинами развода понимают субъективные обстоятельства, названные самими разводящимися или экспертами (судьями и т. п.). Среди них чаще всего фигурируют: отсутствие общих взглядов и интересов, несходство характеров, любовь к другому человеку, супружеская неверность, алкоголизм, грубость и побои, отсутствие нормальных жилищных и материальных условий, вмешательство родителей в семейные дела супругов и др. Но следует иметь в виду, что анализ мотивов и причин развода осложняется тем, что: а) в их качестве могут выступать любые желания, интересы, влечения, взгляды, ценности; б) в реальном поведении могут прослеживаться несколько мотивов и причин; в) процесс мотиваций часто выступает как сеть взаимодействующих связей между различными психологическими феноменами; такая связь подвижна и динамична; г) мотивация тесно связана с положительными и отрицательными чувствами, со структурой жизни человека; д) процесс мотивации связан с отрицательной оценкой конкретной брачной жизни и брачного партнера.
Другие статьи:
Исторические и методические аспекты изучения взаимосвязи национальных
литератур
В методике преподавания литературы в России уже с середины XIX века заметно стремление выработать определенную систему ознакомления учащихся с произведениями зарубежных писателей. Ф.И. Буслаев в работе «О преподавании отечественного языка» (1848) указывал, что важнейшим фактором воспитания подрастающего поко ...
Проблемы патриотического воспитания в условиях современного
российского образования
В России патриотическое воспитание всегда входило в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 11.07.05 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации н ...