Анализ и наблюдения за детьми при повторной диагностике показали, что у детей увеличился объём знаний о предметах окружающей действительности, т.к. восприятие этих предметов стало более целостным, правильным.
Таким образом, в результате контрольного эксперимента отмечен следующий уровень развития зрительного восприятия у детей формирующей группы.
1. Максим Л. – высокий уровень;
2. Артем Ш. – высокий уровень;
3. Никита С. – высокий уровень;
4. Даша Б. – низкий уровень;
5. Лиза М. – средний уровень;
6. Максим Г. – средний уровень.
В процентном выражении это составляет:
Высокий уровень – 50%;
Средний уровень – 33%;
Низкий уровень – 16%.
С детьми контрольной группы проведена аналогичная работа с целью сравнения результатов детей для наибольшей достоверности полученных сведений. Методика и условия проведения диагностики схожа с констатирующим экспериментом формирующей группы. Результаты диагностики детей контрольной группы в целом равнозначны результатам формирующей группы на начальном этапе коррекционной работы.
По результатам обследования детей контрольной группы можно говорить об уровнях развития зрительного восприятия:
1. Андрей С. – низкий уровень;
2. Миша В. – низкий уровень;
3. Дима Г. – низкий уровень;
4. Алеся З. – низкий уровень;
5. Артур Г. – средний уровень;
6. Гузель И. – низкий уровень.
В процентном отношении это составляет:
Высокий уровень – 0%;
Средний уровень – 16%;
Низкий уровень – 83%.
Следовательно, в результате формирующего этапа уровень сформированности зрительного восприятия возрос. Слабовидящие дети, показавшие низкий уровень перешли на средний уровень, например: Лиза М., Максим Г. У них зрительный диагноз был сложнее и острота зрения низкая, поэтому процесс формирования зрительного восприятия у таких детей проходит более медленно. Такие дети, как Артём Ш., Никита С. резко повысили свои результаты и скакнули на высокий уровень. Это говорит об эффективности проведённой коррекционной работы. Только у Даши Б уровень сформированности зрительного восприятия остался на прежнем уровне, но она качественно улучшила свои результаты.
Таким образом, можно сказать, что динамика развития зрительного восприятия прослеживалась у всех детей формирующей группы.
Результаты детей контрольной группы, как уже отмечалось выше, приблизительно равнозначны уровню сформированности констатирующего этапа формирующей группы детей, что позволяет сделать вывод о том, что в ходе систематической и последовательной коррекционной работы средствами дидактических игр и упражнений уровень сформированности зрительного восприятия повысился.
В конечном результате были получены более высокие показатели по сравнению с начальными, что подтверждает гипотезу об эффективном использовании игр и упражнений в обучении способам зрительного восприятия.
Развитие зрительного восприятия можно осуществлять с помощью различных средств обучения: наблюдений на прогулке, трудовой деятельности, в бытовой деятельности, на занятиях и т.д.
Результаты эксперимента показали, что дидактические игры и упражнения являются наиболее эффективным средством, с помощью которых дошкольники с нарушениями зрения учатся познавать окружающий мир. Это очень важно для адаптации детей в обществе зрячих людей.
Положительно в эксперименте то, что в виду недостатка информации в литературе по данной проблеме, некоторые дидактические игры и упражнения были разработаны автором.
В ходе экспериментальной работы подтверждено предположение о том, что дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством развития зрительного восприятия при соблюдении следующих педагогических условий:
– системности проведения коррекционной работы;
– создание интереса к процессу обучения;
– учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения;
– поэтапности обучения;
– учёт зрительных возможностей детей с нарушениями зрения;
Другие статьи:
Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
Для достижения эффективной и устойчивой компенсации нарушений зрительного восприятия предложен новый междисциплинарный подход. Этот подход основан на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психической деятельности Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории системной организаци ...
Формирование коммуникативных компетенций учащихся: подходы, задачи,
принципы
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как дает ученику возможность повысить свои учебные достижении решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлено в документах об образовании: "Стратегии с ...