Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского становления подростков и поднимает вопросы существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь. Базовой основой этой ориентации могу служить этнокультурное наследие каждого народа, ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают мировую педагогическую мысль.
Исследованию основных закономерностей процесса подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, определению его путей, методов и средств посвящены работы Б.П. Битинаса, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, А.В. Зосимовского, Т.Н.Мальковской, И.С. Марьенко, Н.И. Монахова, Л.И. Рувинского, Г.Н. Филонова, И.Ф. Харламова и др. Важность формирования самостоятельности и потребности старшеклассников в общественно полезной деятельности отмечали Т.К. Ахаян, Е.Е. Насиновская, К.Д. Радина, Д.И. Фельдштейн, А.С. Шаров и др. Наиболее значимыми являются идеи об учете самооценки подростков и особенностей социально-педагогической ситуации (А.В. Аверген, Б.Д. Парыши, С.Н. Токарева и др.).
Этико-философское осмысление проблемы сущности нравственной культуры личности всегда находилось и сейчас находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, стремящихся выявить социокуль-турную специфику нового времени и пространственно-временные инварианты морали (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, П.С. Гуревич, ОГ. Дробницкий, М.С. Каган, Л. Колберг, А.И. Титаренко, В. Франкл, Э. Фромм и др.).
В последние годы изучение этнопедагогических и поликультурных аспектов данной проблемы приобрело особую актуальность. Это связано как с ростом национально-этнического самосознания людей, активизацией процессов этнопедагогизации, обращением к этнопсихологии, вековым народным традициям и обычаям воспитания подрастающего поколения, так и с гуманизацией и гуманитаризацией образования и воспитания, разработкой регионального компонента содержания этих процессов (Т.В. Анисенкова, В.А. Бакаев, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Ш.А. Мирзоев, А.Х. Мухамбаева, А.П. Орлова, Ю.А. Рудь, СВ. Стручкова и др.).
В педагогической науке широко рассмотрены концептуальные основы этнопедагогики, проанализирована роль народных традиций в процессе формирования личности (А.А. Бугаева, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, А.Б. Григорян, Л.Н. Гумилев, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, АЛ. Оконешникова, И.С. Портнягин, Я.И. Ханбиков, В.Н. Черкасова и др.). Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н. Волков и его ученики. В своем труде «Этнопедагогика» он раскрыл сущность народной педагогики как науки, определил суть и ее предмет этнопедагогического подхода. Г.Н. Волков убедительно доказал, что народная культура и народная педагогика являются ценным источником для исследователей и содержат в себе богатейший опыт воспитания многих поколений. Он пишет: «Этнопедагогика является педагогикой национального спасения, любви, мудрости . без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности. Без духовности - нет личности, без личности - нет народа».
Невозможно выделить особую сферу этнопедагогических знаний, поскольку они пронизывают практически все составные части духовной и материальной культуры народа: обычаи, традиции, обряды, верования, игры, игрушки, трудовые операции и т.д. Знания об этносе изучаются многими науками: этнографией, этнологией, этнопсихологией, этносоциологией и др.
Семья - один из наиболее древних социальных институтов, в котором заложено организующее начало воспитательной деятельности общества. В семье отражается социальный характер окружающей среды и реализуется задачи формирования гражданских качеств личности. Она является предметом исследования социологов, демографов, этнографов, философов, психологов, педагогов. В государственных документах о семье и семейной политике подчеркивается примат семьи, семейного социума как главной сферы всей социальной политики общества. В соответствии с этим вся социальная политика государства осуществляется на основе принципа первичности личности и семьи по отношению к другим общественным институтам и структурам .
Семья - это экономическая, производящая и потребляющая единица, психологическая общность группы людей, где на первый план выступают взаимоотношения супругов между собой и со старшим поколением, а также цели и методы воспитания детей. В данном случае нас больше всего интересует нас социализирующее воздействие семьи на детей. Оно во многом зависит от материальных условий семьи, ее состава, образовательного ценза и профессиональной принадлежности родителей, детско-родительских отношений и особенностей взаимовлияния, культуры общения, гражданской позиции родителей и т.д. В региональном аспекте большую роль играют национальные традиции семейного воспитания (Р.Я. Антонова, А.А. Григорьева, А.Е. Сергучев, А.А. Пахомов, М.М. Прокопьева и др.).
Другие статьи:
Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...
Возможности применения на практике
новых технологий в современной школе
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения происходит благодаря включению их в совместную деятельность, организации самостоятельной работы учащихся. Стимулируют познавательную активность и интерес обучаемых дидактические средства, во-первых, направленные на получение информации о пред ...