Содержание программы
Как уже говорилось выше, программа по развитию воображения у дошкольников «Волшебник!» состоит из четырех этапов. 1-й этап – это определение умений, которые уже усвоены детьми. Этот этап состоит из 2-х занятий.
1.1 «Где чье место?»
Цель этого упражнения состоит в том, что бы посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. ограничивают ли эти образцы его деятельность и препятствуют развитию его воображения, или они составляют необходимый базис, на котором строится воображение.
Материал: сюжетная картинка, кружочки с нарисованными на них предметами.
Для проведения этой методики-игры ребенку дается сюжетная картинка, но возле каждого предмета на картинке должны быть пустые кружочки (например, возле будки вместо собаки, должен быть пустой кружочек) и сами кружочки с изображенными на них предметами. В этой игре задачей ребенка является расположить эти кружочки с изображенными на них предметами на пустые кружочки на картинке. Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке. Но заданием ребенка является поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.
Способность человека создавать новые образы путем преобразования предыдущего опыта – это воображение. Как уже говорилось, воображение – это очень важный психический процесс, который и выделяет человека из «царства» животных. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, а также развитие и деятельность каждого из нас. В любой ситуации, прежде чем что-то сделать, человек сначала представляет себе как это будет, т.е. воображает. И именно благодаря тому, что человек может представить себе то, что будет, т.е. увидеть конечный результат, он может подготовиться к этому.
Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном возрасте. Если в раннем детстве у ребенка воображение абсолютно неразвито и носит воссоздающий и непроизвольный характер, то у детей дошкольного возраста при правильном влиянии на ребенка (т.е. интенсивно заниматься с ним) происходит развитие детского воображения. Развитие воображения происходит в связи с расширением опыта ребенка, развитием его интересов и усложнением его деятельности. Воображение дошкольника намного богаче, чем у младшим детей.
Уровень развития воображения у детей 5 – 7 лет может существенно различаться. Кроме этого, воображение каждого ребенка имеет много индивидуальных особенностей, которые нужно знать как психологу, так и родителям.
Развивая у детей воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, т.е. чтобы оно было творческим отображением действительности.
Знакомясь с окружающей жизнью, набираясь опыта, ребенок потом все воспринятое отражает в своих рисунках и играх. И именно в процессе переработки информации формируется и развивается его воображение. Следует помнить, что воображение дошкольников развивается в таких видах деятельности, как рисование, игра, в различных занятиях, и поэтому организация этих видов деятельности и правильное руководство ими имеют решающее значение для развития воображения. Существует еще один, не мало важный момент, в развитии воображения – это художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, посещая различные спектакли, рассматривая произведения живописи и скульптуры (которые доступны его возрасту), ребенок учится представлять себе увиденные им события и образы, а это означает, что у него развивается воображения. А хорошо развитое воображение является залогом успешного обучения детей в школе.
Другие статьи:
Цель, задачи, содержание и методика обучающего эксперимента
Цель: формирование понимания и отражения дошкольниками с ЗПР эмоциональных состояний через нетрадиционные техники рисования. Задачи: 1.Учить различать эмоциональные состояния окружающих людей. 2.Формировать к ребенка положительные эмоции в повседневной жизни, в играх, на занятиях Подобные занятия раскрывают ...
Развитие речи детей в онтогенезе
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу разных причин, продолжают неправильно произносить звуки. Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки. Без опоры на эти п ...