Понятие "культурно-досуговая деятельность" вошло в научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.
Интенсивная разработка деятельностной концепции досуга началась в 50-60-х гг. Этому предшествовало сокращение в середине 30-х гг. в ряде западных стран рабочего дня и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения.
Определенным импульсом послужило бурное развитие в послевоенные годы средств массовой коммуникации, появление телевидения, перевернувшие традиционные представления людей о досуге и способах своего поведения за пределами профессионального труда. В рамках данной концепции понятие "досуг" чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий "рабочего", "внерабочего" и "свободного времени". Человеческая деятельность является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия. Вместе с тем различия в функциональном отношении того или иного вида деятельности, их конкретное содержание дают основание провести между ними известные границы. "Рабочее время" и часть "внерабочего времени" или"необходимое внерабочее время" идентифицируется с "непреложными занятиями", которые включают в себя трудовую деятельность, дающую человеку необходимые средства к существованию, а также деятельность по организации собственного быта, способствующую восстановлению физических и психических сил человека, затраченных в сфере производства. Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий, "свободное время" связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, составляет содержание досуга.
Таким образом, "досуг", "досуговая деятельность", "свободное время" можно классифицировать как синонимичные, взаимозаменяемые понятия. "Досуг" приобретает реальный смысл лишь в том случае, если его антитезой является деятельность, вызванная необходимостью достижения практического, утилитарного результата, открывающая человеку возможность поддержать свою жизнь как биологического существа. В различных житейских ситуациях трудовая деятельность выражается в формах познавательной, художественной и любой другой деятельности. В качестве труда может выступать и учеба, если она направлена на подготовку человека к выполнению в будущем профессиональных обязанностей (например, обучение детей в школе, студентов в вузах, техникумах, колледжах и других средних специальных учебных заведениях, получение среднего образования в системе вечернего и заочного обучения и т.п.). Следует отметить, что употребление слова "досуг" в значении времени, свободного от работы, имеет глубокие исторические корни: оно было обусловлено особенностями образа жизни древних народов. Однако наиболее четко смысл понятия "досуг" как деятельности, противостоящей труду, про явился лишь в период индустриального и постиндустриального развития человеческих обществ в связи с выделением сферы производства в самостоятельную, жестко отграниченную от всех других область человеческой жизнедеятельности и втягиванием в ее орбиту больших масс людей.
Углубление научных исследований, изучение досуговой сферы на операциональном уровне правомерно выдвинули вопрос о более точной характеристике содержательного аспекта досуговой деятельности. На рубеже 70-80-х гг. в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились альтернативные позиции. Одна из них сводилась к определению досуга как деятельности, предназначенной для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей. В соответствии с другой при выделении параметров досуга следовало учитывать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта. Подчеркивалась разновекторность социальной направленности таких занятий: для одних людей они могут выступать как развивающие личность, для других - не развивающие. Западные социологи особенно фиксировали внимание на том, чтобы при характеристике досуга не выпускать из поля зрения явления антикультуры -различные виды отклоняющегося поведения: преступную деятельность, правонарушения, алкоголизм, наркоманию и т.п. Только при учете всего круга занятий, осуществляемых людьми за пределами рабочего и необходимого внерабочего времени, можно воспроизвести полную картину досуга.
Другие статьи:
Специфика
внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного
класса, планирование предстоящего занятия с учетом
особенностей класса
Психолого-педагогическая характеристика класса Городская муниципальная средняя школа № 39, 10 класс "А", социально-экономический профиль, 11 девочек и 5 мальчиков, 14 – 15 лет, смены классного руководителя не происходило. Общая успеваемость в классе выше среднего. До общего уровня не дотягивают 3 ч ...
Методические рекомендации по использованию музыки на
коррекционно-развивающих занятиях
Проведённые занятия с детьми ЭГ по знакомству, закреплению и развитию базовых эмоций позволили нам разработать рекомендации для коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью на подгрупповых и индивидуальных занятиях. 1. Музыка различная по характеру, темпу и ритму должна сопров ...