Негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и, по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Наступает период депрессии.
Депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциолизируемости» его психического и физического дефекта, неутихающей боли от осознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути. Период депрессии характеризуется наличием тревожного компонента. Наблюдаются идеи виновности, малоценное, деперсонализация: «…я это руки и ноги моего ребенка». В этот период наблюдается так называемая «фаза скорби» - скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к проблемному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком.
Наконец, пятая стадия – стадия принятия, характеризующаяся социально-психологической адаптацией всех членов семьи. В этот период происходит принятие появления больного ребенка как факт своей жизни, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот и пособий. Бывают случаи, когда родители успешно адаптируются в социуме, создают общественные движения за права инвалидов и считают себя счастливыми более чем другие: «Я могу назвать себя счастливой матерью, так как знаю «цену» жизни. Я радуюсь каждому новому слову, произнесенному моим ребенком».
Эту сложную психологическую работу перехода от одной стадии к другой совершает подавляющее большинство матерей, родивших больных детей. Чаще всего ее совершают в одиночку или с близкими людьми. В лучшем случае, на проживание данного «цикла горя» уходит от полугода до 2 - 3 лет. В худшем принятие появления больного ребенка не наступает и происходит «застревание» на какой-либо из описанных стадий. В случае если травматический опыт пережит не полностью, подавленные эмоциональные реакции спонтанно появляются на неосознаваемом уровне в контактах с людьми и приводят к нарушению их адекватности.
В связи с этим возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членами семей с ребенком-инвалидом, так как именно они являются тем ресурсом для ребенка, который вселяет уверенность, дает силы к преодолению трудностей. Поскольку семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи, формирующие эту среду, должны стать первыми, кому оказывается психологическая помощь, в случае рождения больного ребенка.
Психологическая помощь-это воздействие на чувства, импульсы, мысли, отношения, способствующие снятию психологических проблем, беспокоящих клиента; это предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психологического и психического здоровья, адаптации к социальному окружению для формирования стрессо – и неврозоустойчивости.
Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов. Тактика психолога, психотерапевта зависит от того, на какой стадии переживания случившегося находится клиент.
Обобщенно это можно представить следующим образом:
В стадии отрицания не должны мешать родителю больного ребенка.
В стадии агрессии целесообразно дать клиенту «выплеснуться», принять агрессию на себя из милосердия к клиенту.
В депрессивной стадии
необходимо эмпатийно разделить переживание.
В стадии принятия
необходимо оптимистично поддержать клиента.
В работе с родителями и членами семей детей-инвалидов на групповых и индивидуальных занятиях можно использовать следующие направления: семейную психотерапию (Э.Г. Эйдемиллер, Л.Я. Варга и др.), групповая психотерапия (Б.Д. Карвасарский), социально-психологический тренинг (Е.В.Сидоренко, Н.Ю. Хрящева), аутогенную тренировку (Шульц), музыкотерапию, цветотерапию, аромотерапию, воздействие эффектов сенсорного оборудования и др.
Другие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
В современной советской системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). В тех странах, где дети идут в школу с шести лет, а продолжительность начального обучения иная, чем в нашей стране, младший школьный возраст имеет, естестве ...
Общая характеристика развития старшего школьника
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, охватывает период развития примерно от 15 до 18 лет и соответствует времени обучения учащихся в старших классах школы. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений . Отвечая самому себ ...