Для того чтобы понять, какие технологии социальной работы больше всего помогут клиенту, необходимо рассмотреть картину поведения и состояния семьи, где растет ребенок-инвалид, оценить ее внутренний «климат».
Родители ребенка-инвалида часто являются основными исполнителями значительной части реабилитационных мероприятий. По мере роста и развития ребенка-инвалида в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители бывают совершенно не подготовленными.
Существуют защитные факторы, способствующие эффективному совладанию с критической жизненной ситуацией. К ним относятся: проблемно-ориентировочная коммуникация членов семьи (семья ориентирована на решение проблем, задач); удовлетворенность взаимоотношениями в семье (как показывают исследования, в нашей культуре наличие лидера лучше, чем ролевое равновесие); социальная поддержка (чаще всего, идущая «сверху вниз», в основном от родителей к детям); хорошее здоровье, оптимизм.
К сожалению, эти факторы присущи далеко не всем семьям с «особыми детьми». Большинство из них нуждаются в грамотном социально-психологическом сопровождении в течение как минимум нескольких лет с момента рождения ребенка-инвалида. Между тем в отечественной психологии проблема семьи в критической ситуации изучена недостаточно широко. В связи с этим в Костроме на базе службы ранней помощи и реабилитации детей Центра психотерапии и практической психологии в 2005 году было проведено специальное исследование. В нем приняли участие 100 семей, имеющих детей в возрасте от 1 месяца до 9 лет с разными нарушениями развития (глубокая недоношенность в сочетании с органическими поражениями ЦНС, умственная отсталость, задержка развития, нарушение зрительной функции).
По данным исследований, в семьях, воспитывающих аномальных детей, родители имеют менее близкий эмоциональный контакт с ребенком, нежели родители нормально развивающихся детей. При этом матери «особого» малыша отвергают его в большей степени, чем отцы. В то же время для таких семей характерна гиперопека ребенка, навязывание ему роли «маленького», что, в свою очередь, приводит к его инфантильности. При этом матери более склонны к неадекватному восприятию ребенка, чем отцы. Они не предъявляют к нему высоких требований, стимулируют сохранение у него таких детских качеств, как наивность, игривость, игнорируют стремление детей взрослеть. Матери и отцы детей с нарушением развития в сравнении с родителями нормальных детей чаще переживают опасения, связанные с утратой ребенка. Причиной подобного страха выступают преувеличенные представления о болезненности малыша, его беззащитности и беспомощности.
Исследование показало, что психологическое совладание родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет свои особенности. Так при столкновении с трудностями матери и отцы «особых» детей реже обращаются за социальной поддержкой, чем матери и отцы нормально развивающихся детей. Возможно, это связано с тем, что родители не совсем уверены в компетентности социального окружения, не чувствуют реальной помощи для себя и своего ребенка. Они не желают обсуждать трудности и посвящать в свои проблемы других людей, чтобы лишний раз не акцентировать внимание на особенностях развития своего ребенка.
Хотя в данной конкретной ситуации поиск социальной поддержки мог бы послужить ресурсом, позволяющим человеку справляться с трудностями.
У отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по сравнению с отцами нормально развивающихся детей наблюдается тенденция реже использовать так называемый конфронтативный копинг. С одной стороны, способность к конфронтации это одно из проявлений силы и уверенности человека в себе. Следовательно, можно сказать, что отцы данной родительской группы реже проявляют и чувствуют в себе эти качества. С другой стороны, учитывая, что конфронтативный копинг понимается как определенная степень враждебности и готовности к риску в процессе совладания с ситуацией, можно предположить, что отцы, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, в стрессовых ситуациях меньше способны на проявление агрессии вследствие особого эмоционального и психического состояния ребенка. Также было выявлено, что родители (матери и отцы), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, в меньшей степени настроены на решение жизненных проблем, чем родители нормально развивающихся детей.
Так, семья, воспитывающая ребенка с проблемами в развитии, сталкивается с жизненными трудностями, характерными для любой семьи, имеет свои специфические нарушения: во взаимоотношениях ребенка с родителями, в системе взаимного влияния членов семьи. Тяжелые нарушения семейных представлений и переживания родителей приводят к нарушению социально-психологического состояния семьи. Возможность выйти на путь совладания с трудностями зависит от умения родителей принять особенности развития ребенка и организовать свое поведение соответственно его способностям.
Другие статьи:
Что такое презентация? Почему именно презентация
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновремен ...
Эволюция навыков письма у младших школьников в процессе обучения
В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения происходят какие-то изменения. Нельзя сказать, что первоначальный период кончается тогда, когда учащиеся напишут последнюю букву в прописях: с окончанием букварного периода еще не приобретается ни беглость, ни уверенность в письме. В процессе о ...