Представления о ребенке с ограниченными возможностями связываются, прежде всего, с понятием здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации, нормы и патологии.
Психическое здоровье в психологической литературе рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности.
Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и стрессами, воздействующими на психику.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на основе анализа многочисленных исследований в различных странах показали, что нарушения психического здоровья чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения к ним, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
У большинства детей, посещающих реабилитационный центр, в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут проявляться нарушения эмоционально - волевой сферы или поведения. Например, возникновение беспричинных страхов, нарушения сна, нарушения, связанные с приемом пищи и др. Такие состояния можно определить как психические расстройства.
В ходе психического развития ребенка - инвалида возможны проявления различных патогенных факторов, способствующих развитию болезни организма и личности. Нарушения психического развития ребенка с ограниченными возможностями в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга определяются понятием «дизонтогенез»
психического развития.
Дизонтогения психического развития в детском возрасте проявляется как задержка (ретардация) или приостановка развития и асинхрония
(дисгармоничное психическое развитие). Это могут быть начальные признаки психических заболеваний, различная степень выраженности умственной отсталости или инфантилизма личности, пограничные состояния, приобщение к вредным привычкам и отклоняющемуся на этом фоне поведению. Исходя из практического опыта работы с детьми с ограниченными возможностями можно сделать вывод, что все названные особенности дизонтогении психического развития отрицательно сказываются на формировании социальной адаптации, уводя личность от нормального хода развития.
В понятие «психическое заболевание»
входят как легкие, так и выраженные формы нарушений психики, которые обнаруживаются в расстройстве отражения реального мира и дезорганизации поведения (психозы - безумие, сумасшествие). К легким расстройствам, по сопровождающимся выраженными нарушениями психической деятельности, относятся разнообразные неврозы, не достигшие степени психоза и обусловленные органическими заболеваниями головного мозга, соматогениями, интоксикациями и др.
Изучение психического недоразвития важно не только в медико-биологическом, но и в социально-психологическом аспектах. Анализируя практический опыт работы с детьми с различными психофизическими отклонениями, можно сделать вывод, который подтверждается в специальной литературе, что чем раньше будет определено отклонение в развитии, тем скорее будет произведено лечебно-педагогическое вмешательство, тем меньшими окажутся возможные последствия имеющегося дефекта.
Рассмотрим основные категории детей, посещающие реабилитационный центр, инвалидизирующие заболевания которых сопровождаются отклонениями в поведении:
— дети с умственной отсталостью;
— дети с эндогенными психическими заболеваниями;
— дети с реактивными состояниями, конфликтными переживаниями, астениями;
— дети с признаками задержки психического развития;
— дети с признаками психопатии.
Названные психические патологии у детей и подростков в зависимости от причин возникновения и тяжести проявления дефекта по-разному отражаются на формировании социальных отношений, познавательных возможностей, трудовой деятельности и по-разному сказываются на развитии личности. Рассмотрим кратко некоторые особенности названных психических заболеваний у детей и подростков и их влияние на личностное развитие.
1. Умственная отсталость.
Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецилъностъ и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.
Другие статьи:
Международная аккредитация Российских вузов
Болонский процесс предусматривает, прежде всего, введение обучения состоящего из двух циклов. Первый цикл продолжительностью не менее трех лет заканчивается получением первой академической степени и дает право доступа ко второму циклу, результатом которого может быть степень магистра (после одного–двух лет о ...
Концепция проблемного обучения
Концепция проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и, прежде всего, – творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Разработка концепции обусловлена тем, что в последние годы быстро ...