Проблемное обучение может быть реализовано на практике в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образования при наличии определённых условий.
Первое условие. Важнейшим условием эффективности проблемного обучения в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образования является наличие высококвалифицированного специалиста – педагога. Организация проблемного обучения требует от него нового уровня систематической творческой работы. Своевременное определение психического состояния учащегося, уровня его готовности к учению, создание проблемных ситуаций, стимулирование учащихся к самостоятельным познавательным действиям, управление этими действиями и т.п. – всё это требует одновременно развитой педагогической интуиции, гибкости ума, умения мгновенно перестраиваться, методического мастерства и, главное, навыков научной организации преподавания.
Готовность учителя к проблемному преподаванию определяется, главным образом, следующим:
а) уровень образованности преподавателя. Преподаватель должен быть всесторонне развитым, широко (как только можно в современных условиях) образованным человеком своего времени. Конечно, нельзя требовать от преподавателя эрудиции учёного, но он должен иметь представление об уровне развития современной науки, техники, искусства. Не только образованием, но образованностью отличаются преподаватели, творчески работающие над проблемой воспитания познавательной самостоятельности учащихся;
б) личные качества преподавателя, его характер и уровень воспитанности, его морально-этическое убеждения. Наблюдения педагогов, исследовавших влияние характера преподавателей, свидетельствует о том, что учащиеся больше всего любят преподавателя
который помогает в учебной работе, доходчиво объясняет новый материал и задания, в процессе объяснения использует интересные примеры;
который умеет заинтересовать учащихся, сделать любую работу интересной и занимательной;
воспитывает у учащихся желание и любовь к труду и работе.
Следовательно, успех реализации проблемного обучения на практике зависит от преподавателя, шагающего в ногу со временем, любящего детей и понимающего красоту и смысл жизни, и цель своей собственной деятельности.
Таково первое условие, реализация которого связана с подготовкой и переподготовкой преподавателей, которые могли бы вести проблемное обучение не только на основе педагогической интуиции, но, и главным образом, на основе знания законов организации проблемного обучения учащихся, закономерностей саморазвития.
Второе условие. В преподавании должно быть сочетание обучения определённым знаниям с обучением способам поиска знаний вообще и рациональным способам самостоятельной познавательной деятельности в частности. Научить учащегося способам проблемного учения невозможно, если одновременно не обучать его правилам сбора, классификации и использования информации из любых источников. Реализация этого условия связана с созданием методики проблемного обучения по каждому предмету. Но технологии сами по себе ещё не гарантируют успеха. Необходимо органичное соединение новых технологий и личности педагога. Роль преподавателя в личностно-ориентированном обучении очень существенна. Он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы. Для учащихся он равноправный партнёр. В процессе работы решается ещё одна идея – сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности с помощью технологии учебного сотрудничества.
Другие статьи:
Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного
коллектива
Одним из условий обеспечивающих эффективность педагогического управления развитием коллектива старшеклассников является учет педагогом возрастных особенностей учащихся. Старший школьный возраст (ранняя юность) охватывает период развития детей от 15 до 17 лет. К концу этого этапа завершается характерный для п ...
Методика обучения программированию
Основные понятия, которые с которыми учащиеся знакомятся в курсе изучаемого раздела это-алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, способы записи алгоритма, формальное исполнение алгоритма, алгоритмический язык, блок схема, линейный, разветвляющийся, циклический, и вспомогательный алгоритмы ...