Правовое воспитание детей младшего школьного возраста

Педагогика как наука » Правовое воспитание детей младшего школьного возраста

Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества.

Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.

В сознании великих мыслителей человечества исторически вызревала и находила выражение идея о мудрости, свободе и достоинстве человека. Замечательные мысли и суждения оставили нам Платон, Аристотель, мыслители более позднего времени. Платон утверждал: «Мудрому не нужен закон – у него есть разум», что следует толковать в связи с другими идеями мыслителя о лучшем устройстве государства, в котором правят философы, мудрейшие люди, разрабатывающие справедливые законы. Ф. Рабле в философском романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», описывая уклад жизни членов Телемской обители, отмечал, что «вся их жизнь была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению», а устав обители состоял из одного правила: «Делай, что хочешь». Конечно, в этом правиле получила выражение идея просвещенного индивидуализма.

Актуальность темы исследования: данная тема актуально в настоящее время, потому что знание своих прав и обязанностей необходимо в любом возрасте. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство – это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное – создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.

Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правосознание – один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности.

Проблема исследования: поиск эффективных форм и методов работы по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста для того, чтобы поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан.

Цель исследования: апробировать программу правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методы и формы правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать теоретические основы правового воспитания и выделить методы и формы правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Выявить содержание правового воспитания у учащихся младших классов.

Апробировать программу правового воспитания детей младшего школьного возраста и выявить ее эффективность.

Методология исследования: личностно-ориентированный подход.

Практическая значимость: Программу, разработанную учителями высшей категории МОУ СШО №33 г.Череповца, Шабановой Н.Д. и Викторовой Т.А., можно рекомендовать студентам педагогических колледжей и вузов, и учителям начальных классов в качестве факультативного занятия.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент (формирующий, констатирующий), анализ полученных результатов.

Структура данной работы включает в себя введение, в котором раскрывается актуальность темы и основные категории исследования, первую главу, в которой раскрываются психолого-педагогические наработки по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста, вторую главу, в которой раскрывается экспериментальная работа, состоящая из диагностики и методики организации занятий, заключение, в котором представлены выводы по теоретической и практической работе, список литературы из 20 источников, и два приложения, в которых представлена анкета и два развернутых плана занятий.


Другие статьи:

Методика осуществления воспитания этнической толерантности в школе
Теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности позволяет перейти к проверке достоверности выдвинутой гипотезы и практическому обоснованию теоретических положений, доказывающих правомерность комплекса условий, влияющих на ее эффективность. Сегодня программ по воспитанию толерантности в школ ...

Урок как целостная система
В условиях существующих организационных форм обучения применяется многообразный арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм органи ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru