Дальнейшее развитие школьного реформирования связано было с решениями партии и правительства. XXVII съезд КПСС поставил задачу углубления реализации школьной реформы4. Впервые на партийном съезде было заявлено о необходимости первоочередного развития народного образования при решении задач «обеспечения опережающего развития средней и высшей школы», а также «перестройки государственной системы переподготовки и непрерывного профессионального роста кадров»5.
Школа - как важнейший фактор ускорения социально-экономического развития страны, подчеркивалось и на июньском (1986 г.) Совещании в ЦК КПСС по вопросам осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы , требует решительной перестройки в содержании образования, приведения его в соответствие с требованиями жизни. При этом шире следует опираться на хорошую экспериментальную работу, мнение и опыт учительства, научно-педагогической общественности.
В гуманитарном образовании особого внимания заслуживают вопросы совершенствования методов вооружения прочными глубокими знаниями учащихся, формирования у них коммунистического мировоззрения. Необходимо обогащать учебный процесс более эффективными, прогрессивными методами обучения, обобщая опыт лучших педагогов, шире используя возможности печати2.
В свете перестроечных веяний на мартовском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС шло обсуждение накопленных нерешенных проблем по ликвидации нарастания негативных явлений в духовной сфере общества. Партийно-государственные органы потребовали обогатить идейно-теоретическое, гуманитарное содержание образования, усилить его связь с общественной практикой, как основу формирования высоких гражданских, нравственных качеств личности3. При этом настоятельно рекомендовалось изжить все еще имеющее место в преподавании общественных наук начётничество и догматизм, схоластическое теоретизирование, чутко реагировать на происходящие перемены в жизни.
Как отмечалось в документе, обществоведы призваны повышать мировоззренческую направленность всего учебного процесса, прививать навыки творческого применения диалектико-материалистического метода, воспитывать политическую бдительность, непримиримость к враждебной идеологии .
ЦК КПСС для решения выявленных проблем предлагал усилить роль партийных комитетов в подборе, расстановке и воспитании преподавателей общественных наук; организовать их стажировку в партийных, государственных органах, первичных парторганизациях; укрепить организационно-методического руководства и государственного инспектирования Министерства высшего и среднего образования СССР по содержанию обучения, развитию учебных заведений, координации их деятельности1.
В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 до 2000 г.» было предложено серьезно совершенствовать систему народного образования. Но для этого предлагались прежние механизмы реализации образовательной политики, направленной на «улучшение», «обеспечение», «повышение». Процессы нового находились в противоборстве со старым, шли трудно и сложно. К тому же обнаружились «надолбы» отживших идеологических догм, сдерживающих и экономические, и политические, и социальные в том числе школьные преобразования в лице «Отдела науки и учебных заведении ЦК КПСС» Президиума АПН СССР, которые навели открытую борьбу за торжество «официальной педагогики», задерживая подготовку новой образовательной реформы и предпринимал попытки разгрома стоящих за обновление школы педагогов-новаторов и педагогики сотрудничества .
Перестроченное время требовало перемен. Однако кризис проявлялся в нарастающем влиянии общественно-педагогического движения на образовательную власть с одной стороны, и растерянности этой власти перед лицом необходимости реформирования и пересмотра школьной реформы 1984 г., с другой.
Трибуной прогрессивного новаторско-педагогического направления становится периодическая печать: «Учительская газета», «Правда», «Советская культура»1.
Многочисленные выступления прессы («Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета»), знаменитые останкинские вечера учительского движения активно формировали в общественном сознании понимание важности проблем образования, необходимости его всестороннего обновления2.
Осень 1987 г. стала временем не только всеобщего общественного, но и «верховного» признания необходимости пересмотра школьной реформы 1984 г. Появившаяся неоднородность в управлении образовательной областью позволили включить образовательный вопрос в повестку очередного Пленума ЦК.
«Застой в школе» был официально признан февральским (1988 г.) Пленумом ЦК . «Опасность отставания всего общества с замедлением развития сферы образования»4, «необходимость перестройки средней школы»5, подчеркивание роли перестройки образовательной школы в спектре партийного внимания6, кардинальным образом сказались на резолютивной части Постановления Пленума. Для выхода из создавшегося положения были намечены пути: формирование и реализация концепции всеобщего среднего образования; масштабное, техническое переоснащение средней школы; устранение ведомственных перегородок и проведение единой государственной политики в области народного образования; отказ от командных методов управления народным образованием, включение через механизмы демократии в процесс обновления и развития всех общественных сил страны; коренное преобразование подготовки и переподготовки кадров. Провозглашался отказ от потенциальной унификации школы, от традиционного понимания всеобуча и смешения его с обязательным образованием; глубокая, всесторонняя демократизация и гуманизация образования; введение вариативного и дифференцированного обучения; отказ от профессионализации общеобразовательной школы1.
Другие статьи:
История развития воспитания этнической толерантности
Появление интереса людей к проблемам признания, принятия, понимания ими представителей других культурных сообществ исторически связано с открытием ранее неизвестных миров. Так что начало истории развития этнической толерантности можно соотнести с историей самых первых наиболее крупных миров, включающих множе ...
Формы занимательной внеклассной работы при изучении физической географии
Казахстана
Возрастные возможности старших подростков и их стремление определить свое место среди окружающих приводят к важному следствию: в этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на кото ...