Методы диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта

Педагогика как наука » Формирование познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта » Методы диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта

Страница 2

При проведении эксперимента необходимо предусмотреть: 1) моделирование обычной психической деятельности; 2) нацеленность на качественный анализ получаемых данных; 3) учет количественных показателей (время работы, объем работы, количество ошибок и др.). Эксперимент требует объективного и точного регистрирования фактов. В протоколе записываются действия испытуемого, его вопросы и речевые реакции, фиксируется отношение к своим ошибкам, отмечается необходимость и достаточность оказываемой помощи.

Вмешательство со стороны экспериментатора может носить характер переспрашивания, повторения задания (это помогает ребенку уточнить собственные мысли), одобрения (хорошо, молодец, дальше), вопросов («Почему ты так сделал?») или критических возражений, подсказки, совета поступать тем или иным образом, демонстрации, показа действия, просьбы работать самостоятельно, длительного обучения ребенка процессу выполнения задания. Экспериментатору не следует быть многословным и чрезмерно активным, его вмешательство в ход эксперимента должно быть сдержанным и осторожным. Необходимо избегать необоснованных, произвольных толкований. Причины затруднений испытуемого при выполнении заданий различны – рассеянность, забывчивость, неумение обобщать и выражать мысль, строить логические умозаключения, работать со словесным материалом, недоразвитие отдельных анализаторов и др. Эксперимент проводится в сочетании с наблюдением и беседой.

При проведении беседы необходимы ясность ее цели и четкость намеченных вопросов. Беседа должна носить характер непосредственного общения с ребенком. Педагог стремится расположить к себе ребенка и вызвать у него желание проявить свои возможности. С помощью беседы можно выявить круг представлений умственно отсталого ребенка об окружающей действительности, а также особенности его ориентировки в пространстве, во времени, в явлениях природы и общественной жизни. В процессе беседы педагог узнает о склонностях, интересах, потребностях ребенка, о его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В начале знакомства с ребенком удобно начинать беседу с простых деловых вопросов («Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты дружишь?»). Такой подход обычно успокаивает ребенка. В результате он быстро вступает в контакт с экспериментатором.

Для изучения психики умственно отсталого школьника используется и метод анкетирования (например, в случае выяснения интересов, отношений, мотивов, склонностей и др.). При составлении анкеты и проведении анкетирования необходимо четко определить содержание вопросов, правильно и понятно их сформулировать, проинструктировать школьников о порядке заполнения анкеты, соотнести полученные ответы с реальной действительностью и поведением учащихся. Затем следует определить методику количественной и качественной обработки полученных данных. При количественной обработке материала используются альтернативный, корреляционный, дисперсионный анализ и другие математические методы. Альтернативный анализ позволяет выявить наличие у испытуемых тех или иных изучаемых качеств, признаков. Однако с его помощью нельзя установить зависимость между признаками. Корреляционный анализ позволяет установить степень взаимосвязи признаков психических явлений. Дисперсионный анализ используется для получения оценки факторов, влияющих на изучаемый признак, и определения меры влияния каждого из факторов.

Одним из вспомогательных методов является изучение продуктов деятельности школьника (письменные работы, рисунки, лепка, аппликация и т.д.). В сочетании с психолого-педагогической характеристикой ученика, показателями его успеваемости этот метод позволяет педагогу установить характер и причины затруднений в обучении, наметить меры по повышению успеваемости и в дальнейшей коррекционно-воспитательной работе опереться на положительные качества личности и деятельности ученика.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности при изучении прогрессий
Изучение прогрессий в средней общеобразовательной школе происходит в 9 классе. В соответствии с возрастной периодизацией – это дети подросткового и раннего юношеского возраста. В 9 классе средней общеобразовательной школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются пр ...

Исторические и методические аспекты изучения взаимосвязи национальных литератур
В методике преподавания литературы в России уже с середины XIX века заметно стремление выработать определенную систему ознакомления учащихся с произведениями зарубежных писателей. Ф.И. Буслаев в работе «О преподавании отечественного языка» (1848) указывал, что важнейшим фактором воспитания подрастающего поко ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru