Специфические особенности подросткового периода, состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу, а представляем собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях и обстоятельствах при наличии существенной перестройки организма в условиях бурно протекающего полового созревания.
Процесс развития личности в различных группах – специфическая особенность юности, по своим временным параметрам входящая за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности.
С возрастом эталоны становятся более обобщёнными и связываются не с мнением отдельных людей, а с обобщёнными нравственными идеалами, ценностями и нормами.
Здесь дети переходят на следующий уровень нравственной регуляции – конвенциональный или даже постконвенциональный.
Происходит этот процесс в подростковом или в юношеском возрасте. Далее содержание нравственных эталонов продолжает расширяться, углубляться; они становятся более тонкими, дифференцированными, индивидуально различными.
В качестве иллюстрации этой мысли А.А. Бодалев приводит следующий опыт.
Учащимся 7 класса предлагается описать человека, которого они не знают, но отдельные черты, которого называются им заранее (например, злой, добрый и т.п.). Эти описания разделились на четыре группы.
Учащиеся первой группы называли только внешние признаки описанного им человека.
Учащиеся второй группы упомянули как внешние, так и некоторые внутренние (личностные) черты.
В третьей группе дополнительно к тому, что сообщалось о человеке в - первых двух группах, были названы его дела, поступки и поведение.
В четвёртой группе, кроме всего сказанного, были упомянуты мысли и чувства, характерные для данного человека.
В итоге А.А. Бодалёв сделал вывод о значительном разнообразии в подростковом возрасте эталонов воспитания и оценивания людей.
Параллельно с развитием нравственных форм поведения в этот период жизни у детей идёт формирование мотивационной сферы.
Специально исследовав этот процесс Л.И. Божович пришла к следующим выводам:
С первых дней жизни ребёнка источником его активности
являются первичные физиологические потребности в еде, тепле, движении и т.д., а также потребности функционального развития мозга типа, например, потребность в новых впечатлениях.
Кроме них, почти с самого рождения у ребёнка есть особые, социальные потребности в общении, во внимании к себе и другим.
Развитие мотивационной сферы ребёнка в течение первого года жизни состоит не в расширении количества потребностей, а в их «опредмечивании», т.е. в формировании соответствующих мотивов.
«В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Попадая в поле восприятия ребёнка, они активизируют его потребности и тем самым побуждают активность ребёнка в направлении, соответствующим данной ситуации».
Однако у ребёнка раннего возраста мотивационная сфера не играет основной роли в детерминации поведения.
Ситуативная обусловленность поведения – его главная черта в течение 1- го года жизни.
Другие статьи:
Результаты диагностики уровня развития познавательных интересов у младших
школьников с нарушением интеллекта
Для изучения особенностей формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ с. Сохондо Забайкальского края был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную ...
Материал и методика исследований
Предпринятое нами исследование было реализовано в рамках активной педагогической практики на базе Элвгинской средней общеобразовательной школы в 2009-2010 гг. На первом этапе исследования (таблица 2.1.) проводилась работа по изучению теоретических основ по заданной тематике исследования, изучалась возможност ...