Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования:
1. Определить основные направления работы по использованию игр-загадок, головоломок, ребусов и кроссвордов в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
2. Разработать и апробировать систему комплексной работы по использованию игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе формирующего эксперимента мы определили основные направления работы: работа с родителями, работа с педагогами, работа с детьми.
Работа с педагогами предполагала проведение консультаций по тематике: «Театрализованная деятельность в группе «Фантазеры», «Досуговые игры для детей старшего дошкольного возраста», «Организация центра по театрализованной деятельности», практического семинара по использованию в театрализованной деятельности игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов.
Работа с родителями так же предполагала проведение с родителями консультаций по взятой нами проблеме, родительского собрания в форме игры по теме «Театр в жизни ребенка», организации выставки методической литературы и практического материала по использованию элементов досуговых и проблемно-поисковых игр с детьми старшего дошкольного возраста, по театрализованным играм.
С детьми работа проводилась в несколько этапов.
Первый этап - обучение детей разгадыванию ребусов, кроссвордов, головоломок.
Второй этап - организация занятий, игр с использованием игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок.
Третий, заключительный, этап - организация театрализованной деятельности с использованием игр-загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов.
На первом этапе нам необходимо было познакомить ребят с правилами разгадывания кроссвордов, ребусов, головоломок. Для этого мы провели серию занятий по темам: «Что такое кроссворд?», «Что такое ребус?», «Такие разные загадки» например, на занятии «Что такое ребус?» вначале мы рассказали детям историю возникновения ребуса, а затем познакомили с правилами разгадывания ребусов. Правила разгадывания ребусов закреплялись конкретными примерами и упражнениями для детей. Так же задачи данного занятия подкрепились индивидуальной работой с детьми.
Следующим этапом работы было включение игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок в воспитательно-образовательный процесс с целью закрепления у детей навыков разгадывания игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок. Для этого мы включали задания такого характера в различные виды деятельности детей: утренний и вечерний отрезок времени, прогулка, на занятиях по развитию речи, ознакомлении с окружающим, изобразительной деятельности и т.д.
На заключительном этапе мы включали игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки в театрализованную деятельность дошкольников с двумя целями:
1. Обучение детей основным театрализованным понятиям с помощью ребусов, кроссвордов, головоломок.
2. Включение игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок в показ театрализованных представлений и инсценировки.
Для реализации первой цели нами были использованы кроссворды, ребусы, включающие в себя театрализованные понятия. В ходе данной работы обращалось внимание на то, что ребята быстрее запоминают основные понятия, используемые в театрализованной деятельности, если они даются им в форме кроссвордов и ребусов.
Для реализации второй задачи проводились разнообразные игры-загадки, кроссворды, ребусы, головоломки в ходе показа театрализованных представлений и инсценировок. В ходе работы было обращено внимание на то, что деятельность с использованием игр-загадок, ребусов, головоломок детям очень интересна, они активно принимали участие в играх, занятиях с использованием элементов досуговых игр.
По окончании формирующего эксперимента был сделан вывод о том, что использование игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок в работе с детьми старшего дошкольного возраста вообще, и в театральной деятельности, в частности, оказывает положительное влияние на развитие детей, способствует лучшему усвоению знаний театрализованных понятий и привитию интереса к театральной деятельности.
Нам необходимо было оценить результаты своей работы по обучению детей старшего дошкольного возраста разгадыванию игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок и использованию данных игр в театрализованной деятельности.
В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики на констатирующем этапе.
Нами была организована беседа с детьми контрольной и экспериментальной групп на основе опросника, предложенного на констатирующем этапе. Результаты беседы на контрольном этапе исследования отражены в таблицах 6, 7.
Другие статьи:
Теоретические вопросы исследования степени развития младших школьников
В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Министерство просвещения Франции заказало известному психологу А. Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные ш ...
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Важное условие сотрудничества педагогов с родителями – ориентация на потребности и запросы семей дошкольников. Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активно развивали свои способности, поэтому уже в процессе первого ознакомления родителей с дошкольным учреждением, еще до пос ...