Уроки истории, одинаковые по содержанию, могут значительно отличаться по методике их проведения с учетом познавательных возможностей учеников класса. Чем больше совершенствуются умения учащихся, тем шире представляемая им самостоятельность по выбору форм, средств, путей и времени выполнения поставленных задач. Свободный выбор предпочитаемых видов деятельности раскрывает склонности и увлечения учеников, их интересы, показывает уровень овладения учебными умениями.
Третья, четвертая и пятая функции реализуются как при подготовке урока, так и в ходе его проведения.
3. Организационная функция
тесно связана с предыдущими. Реализуя ее, учитель продумывает: как начать урок; чем ученики будут заниматься на уроке; как их нацелить на восприятие нового; в какие виды работ вовлечь всех учащихся; какая деятельность вызовет интерес учеников; какие дать познавательные задания; какие будут задания на высказывания личного мнения; как поставить проблемный вопрос; как организовать домашнее задание и как оно будет учитывать усвоение знаний урока; каким умениям обучаются ученики, а какие продолжают совершенствоваться.
4. Информативная, или излагающая, функция
касается учебного содержания урока: какие приемы изложения содержания будут на уроке; какие использовать при изложении средства обучения. Разрабатывая содержание, учитель определяет, какой материал – основной, дополнительный, - в какой форме, объеме дать; разрабатывает приемы раскрытия нового содержания; подбирает учебные пособия к уроку.
На уроке истории учитель будет не просто пересказывать материал учебника, а излагать главные, основные вопросы темы, подробно объяснять то, что представляет трудность для учеников. Учитель намечает, что из программного материала надо выделить, что изложить подробнее или короче. На конкретных фактах учебника он будет раскрывать и конкретизировать новые понятия, красочно и образно излагать сухой материал учебника (если этот материал важен в образовательно – воспитательном значении). Учителю часто приходится давать материал ярче, интереснее и конкретнее, чем в учебнике.
5. Контрольно – учетная функция
предусматривает продумывание: как будут проверяться, закрепляться знания; как ученики смогут высказать собственное мнение, отношение к изучаемому; как оценить знания .
Какие же существуют критерии оценки знаний учащихся?
Н.В. Кухарев выделяет следующие из них:
1) объективность, когда оценка соответствует знаниям, умениям и отношению школьников к учебе;
2) всесторонность оценки, когда учитываются знания, умения и навыки учащихся, глубина, научность и осмысленность раскрытия исторического содержания, образность и эмоциональность, культура речи;
3) гласность и ясность в выставлении оценки, когда до ученика доводится ее обоснованность, поддерживается моральный тонус на достижение успеха, указываются пути преодоления недостатков в работе.
Третий этап – анализ качества и эффективности работы на уроке в результате самоанализа и проверки знаний учащихся.
6. Корректирующая функция
подводит итог урока: правильно ли отобран материал, интересны и содержательны ли факты, существенны ли проблемы; правильна ли дидактическая цель урока и насколько она достигнута; учел ли учитель особенности класса; тот ли выбран тип урока, те ли учебные методы, приемы, формы обучения; интересны и доступны ли познавательные задания; что и почему усвоено слабо; какая может быть оценка уровня усвоения знаний.
Корректирующая функцию учитель осуществляет после каждого урока, выявляя свои удачи и промахи, намечая изменения своей последующей работы. В конспекте или плане урока учитель делает краткие записи: «усилить теоретическую часть урока», «снять излишние факты», «ввести для опроса таблицу». Эти замечания учитываются при подготовке к уроку в следующем году .
Методист О. Ю. Стрелова немаловажным вопросом считает формулировку темы урока истории, продумывать которую следует при подготовке к нему. Традиционным способом является указание места и времени изучаемого события в заголовке. В названии урока может быть скрыт план, по которому пойдет изучение темы. Или указано направление движения – от какого пункта все будет начато и каким закончится. Наиболее популярными формулировками тем уроков истории являются цитаты из художественных произведений. Они сразу оживляют тему. Яркое эмоциональное выражение может представить всю тему в новом ракурсе или создать проблемную ситуацию.
Другие статьи:
Специфика формирования педагогической
культуры мастера профессионального обучения
Особую значимость для поиска структуры и содержания педагогической культуры мастера имели работы П.Л. Чаадаева по вопросам становления российского самосознания, исследования Н.Я. Данилевского, К.Д. Кавелина, А.Н. Лыплина, Н.С. Тихонравова, идеи известных мыслителей России Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. ...
Исследование агрессии у детей дошкольного возраста
Исследование проходило на базе ДУ п. Октябрьский. Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из детей средней группы посещающих детский сад, в количестве 30 человек (16 мальчиков и 14 девочек), в возрасте 4,5–5 лет. Вторая группа состояла из детей старшей группы посещающих детс ...