Чтобы обнаружить отклонения в речи детей, необходимо провести тщательное обследование речи детей, что позволит выявить все проблемы у ребенка и грамотно спланировать коррекционную работу.
Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Ребенок усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужные для произнесения звуков) и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта и в дошкольном возрасте обычно приобретает законченный характер.
Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу разных причин, продолжают неправильно произносить звуки. Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно различение звуков на слух, что необходимо для успешного усвоения детьми правильного произношения.
Овладение произношением осуществляется по определенной программе. На ранних этапах речевого развития внимание детей сосредотачивается на интонационно-ритмических структурах родного языка.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нередко наблюдается смазанность речи, "сжатая" артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи. Это в основном дети с дизартрией, ринолалией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
В целом детям, страдающим фонетико-фонематическим нарушением, присущ обычный психический облик ребенка соответствующего возраста. Чаще всего это живые жизнерадостные дети. Нарушений дыхания не отмечалось, голос детей ясный, громкий. При исследовании ЦНС, грубых органических нарушений не отмечалось, за исключением отдельных детей, у которых отмечалась органическая симптоматика. В основном может наблюдаться легкая сглаженность носогубной складки, беспокойство языка при высовывании, затруднение при попытке коснуться кончиком языка верхней губы, неравномерность сухожильных рефлексов и общее беспокойство в позе Ромберга. Значительно чаще отмечается нарушение вегетативной нервной системы, которое чаще проявляется в повышении потливости рук и ног. Со стороны психики большинство детей обладают нормальным интеллектуальным развитием, за исключением отдельных случаев, когда отмечается ЗПР. У некоторых детей наблюдаются незначительные изменения со стороны эмоционольно-волевой сферы: плаксивость, раздражительность, расторможенность, а в единичных случаях вспышки аффекта. Со стороны физического статуса и психики отклонений от возрастной нормы не отмечается. Чувства ущемлённости в связи с речевым дефектом у большинства детей не наблюдается, лишь у некоторых детей возникает некоторое понимание своего недостатка, особенно когда дефект подвергается насмешкам со стороны других детей.
Другие статьи:
Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления
подвижных игрушек
Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней группы (скл ...
Причины акцентологических ошибок
Современный русский литературный язык отличается от внелитературного просторечия, местных говоров тем, что имеет систему норм произношения. Как должны произносится те или иные звуки в определенных фонетических позициях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах ...