Ребенок уже в самом начале развития речи, сталкивается с необходимостью различать относительно близкие в акустическом отношении звуки.
Многие исследователи детской речи, в том числе и А.Н.Гвоздев, приходят к выводу о том, что слуховой анализатор ребенка развивается рано, значительно раньше, чем речедвигательный. Различение на слух сравнительно тонких акустических признаков, на основе которых осуществляется противопоставление речевых звуков, наступает уже в самом начале овладения произношением.
Слуховой анализатор ребенка к этому периоду уже готов к дифференцированию всех или почти всех звуков, на его основе в указанный период могут появиться в произношении любые звуки.
В исследованиях И.А.Зимней выделяются три условия слуховой системы:
Первый уровень – сенсомоторный, на котором происходит непосредственный контакт с окружающей средой. Этот уровень реализуется в процессе общения в слуховой и артикуляционной модальности. Он осуществляет функцию входа с преобразование акустических сигналов в нервное возбуждение, а также функцию выхода с трансформацией двигательных сигналов в акустические.
На втором уровне происходит формирование и формулирование мысли посредством установления предметно-смысловых связей.
На третьем уровне в процессе слушания реализуется понимание (или непонимание) воспринимаемого как результат осмысления предмета высказывания и намерения говорящего. В процессе говорения коммуникативное намерение образуется и реализуется в собственное высказывание.
В речи окружающих перед ребенком выступает образец того или иного звука. Это образец не всегда ему доступен. Поэтому ребенок заменяет искомый звук одной из тех близких артикуляций, которой уже владеет.
Важно отметить то обстоятельство, что слышимый звук и его заменитель часто оказываются акустически контрастными. Последнее служит существенным стимулом, побуждающим ребенка к "поискам" такого артикуляционного уклада, который соответствовал бы воспринимаемому образцу. В роли такого стимула выступает слуховой анализатор.
В ходе приближения артикуляции к нужному образцу, слуховой анализатор выполняет важную функцию контроля конечного результата произношения в процессе слежения за речью окружающих и собственной речью.
Необходимость развития у детей слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильно произносимых звуков, способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с речедвигательным анализатором определяет качество звукопроизношения. Ребенок обычно не осознает свое неправильное произношение. При обучении, прежде всего нужно стремиться, чтобы ребенок правильно слышал вновь образованные звуки и затем научился сам отличать правильное произношение от неправильного.
Слуховой контроль является важнейшим условием безошибочного воспроизведения звуков речи, т.к. слуховой контроль находится в тесном взаимодействии с кинестетическим контролем за речью. Сочетание слухового и кинестетического самоконтроля способствует внятности и членораздельности речи детей и развитию слухового восприятия речи.
Другие статьи:
Постановка
проблемы и обоснование проекта
Практическое исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного развития воспитанников № 24 «Искорки» г. Зеленогорска Красноярского края (МБДОУ д/с № 24 «Искорки»). Для ...
Предполагаемые плюсы реформирования образования
Бакалавриат- первый уровень, студент получает фундаментальное образование, а затем решает, чем будет заниматься дальше. Магистратура- возможность развития профессиональных знаний и навыков на базе бакалаврского образования, направления могут быть самыми разными. Для этого должны развиваться разные программы ...