Учебный материал методически выстроен так, чтобы учащиеся могли устанавливать аналоги между объектами живой и не живой природы, сравнивать и сопоставлять биологические, физические, химические и географические явления, обнаруживать их взаимосвязи и взаимозависимости.
Методический аппарат учебника органично вплетается в содержательную его часть: вопросы, поисковые задачи, домашние задания предлагаются не в конце изучения темы или параграфа, а по ходу обсуждения той или иной проблемы; учебный текст дается в минимальном объеме, зато увеличено количество фотографий и рисунков как наглядных поисковых задач.
Так же в учебнике представлены опыты, рисунки-задания, лабораторные работы для того, чтобы пробудить интерес к предмету, а главное - развить самостоятельное мышление, необходимое для общения с природой и ее познания.
Методический аппарат внутри текста учебника не ограничивает творчество учителя. Являясь ориентиром в педагогическом поиске, сценарии уроков помогут учителю сосредоточить внимание на системе знаний, углубленной работе над стержневыми понятиями естествознания.
Программа "Естествознание" для 5 класса, согласно базисного учебного плана, предлагается 68 часов в год (2 часа в неделю). Основная задача курса - формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира - Вселенной до микромира - молекул и атомов).
Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира. Работа над ведущими понятиями строиться "по спирали":
Тематический блок |
Ведущая образовательная идея (содержание) |
Тела в природе |
Многообразие и общая характеристика тел. Доказательства существования взаимосвязей между телами. Физические силы, обусловливающие взаимодействие тел. |
Вещества. Молекулы и атомы |
Многообразие и общая схема строения веществ. Доказательства взаимного влияния частиц вещества. Силы, вызывающие взаимодействие частиц вещества. |
Энергия |
Виды энергии. Доказательства существования разных видов энергии. Превращение одного вида энергии в другой. |
Единство и взаимосвязи материального мира |
Системная организация природы. Уровни организации живого. Доказательства взаимосвязи живого и неживого в биосфере. |
Все блоки основываются на развитии общих для живой и неживой природы понятий, что позволяет логически завершить курс 5 класса блоком "Единство и взаимосвязи материального мира".
Значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи в природе, т.е. единство материального мира.
Планирование по данному курсу:
№ темы |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Природа как система |
3 |
2 |
Как человек познает природу |
4 |
3 |
Тела в природе |
16 |
4 |
Взаимодействие тел. Силы в природе |
8 |
5 |
Вещества |
13 |
6 |
Молекулы и атомы |
8 |
7 |
Энергия |
3 |
8 |
Единство мира |
4 |
9 |
Задания на лето |
1 |
Другие статьи:
Сущность и история развития наркомании
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Ш ...
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением
зрения
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность ...