Специфика методики преподавания мировой художественной культуры и ее основные принципы заложены в программе и основаны на единстве закономерностей искусства и его восприятия. Если учитель будет следовать этим принципам и вышеназванным задачам программы, цель введения курса будет оправдана.
Опыт работы в школе показывает то, что учителю приходится постоянно уделять внимание не только художественно-творческой деятельности подростков (творческие работы по пройденному материалу в виде сочинений, докладов, коллективных творческих работ), но и медиаразработкам с учащимися на уроках информационных технологий. При таком подходе смысл понятия «преподавание» трактуется как вид педагогического взаимодействия, и в качестве элементов оно включает все действия учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, имеющего целью образование, воспитание и развитие личности и состоящего из планирования, организации, стимулирования и контроля учебного процесса.
Спецификой содержания преподавания мировой художественной культуры является передача учащимся опыта художественной деятельности человека, воспитание эстетической культуры и развитие образного мышления как необходимых личностных качеств.
В процессе формирования эстетической культуры личности предполагается организация трех видов деятельности учащихся:
- непосредственное знакомство с художественными произведениями;
-приобретение необходимых искусствоведческих знаний;
- собственная художественно-творческая деятельность.
При этом в качестве основных образовательных задач выдвигаются:
- развитие эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности и художественного вкуса;
- совершенствование эстетического образования школьников в целом.
Проецируя реализацию этих задач в условиях основной школы, необходимо ответить на вопрос: каким образом можно заинтересовать подростка искусством, развить его как личность, способную к художественно-творческой деятельности? Ответ предполагает нахождение механизмов, способных включить личность в творческий процесс, включающий в себя три основных этапа:
формирование мировоззренческой позиции;
положительной «Я – концепции»;
осуществление субъектных отношений (становление человека как субъекта своей жизнедеятельности, как творческой личности.)
Интегрированные уроки искусства открывают возможности для решения ряда специфических проблем. Важнейшими из них следует считать, во-первых, обеспечение условий для постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками учебной информации; во-вторых, создание предпосылок для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основе самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов.
Обе указанные проблемы являются междисциплинарными и могут быть успешно решены только при объединении усилий и четкой координации работы всех учителей, осуществляющих развивающее обучение в VI-IX классах. Необходимыми условиями перехода к индивидуальным формам учебной деятельности являются: формирование эффективных способов работы с различными источниками учебной информации (текст, формула, график, карта и т.п.), а также изменение форм организации учебного процесса. Для этого нам потребуется определить несколько последовательных стадий.
Другие статьи:
Молодежная субкультура и неформальные молодежные объединения:
характеристика проблемы
По данным социологов 30–40% школьников и молодежи юношеского возраста вливаются в неформальные объединения. Деятельность этих неформальных объединений направлена на реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие неформальные объединения создаются в условиях учреждений и собирают людей добрых, милосердных, ...
Психолого - педагогические особенности детей младшего школьного возраста из
разведенных семей
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 - 7 до 9 - 11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучени ...