В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.
Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время.
Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы выявить, сохранить и развить способности его представителей. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной семье. Поэтому так важно именно в школе выявить тех учащихся, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности и претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке и жизни.
Длительные наблюдения, эксперимент, самостоятельные учебные исследования - этот метод может и должен стать неотъемлемой частью преподаваемого предмета. Исследовательской работой можно заниматься не только на уроках, но и во внеурочное время. Внеклассная работа по географии обладает не меньшими возможностями реализации и экологического образования, и воспитания учащихся.
Практика показывает, что школьникам вполне доступны самостоятельные научные исследования. Но для того, чтобы развить у них навыки исследовательской работы, нам, учителям, нужно помнить, что эта работа должна быть систематической и планомерной, а цель – четко сформулирована и посильна для достижения. При этом учителю необходимо учитывать общее развитие учащегося, имеющийся у него запас знаний и умений, ведь к исследовательской деятельности стремится не только одаренный ученик, но и любознательный «троечник», не утративший интереса к познанию чего-то нового.
Учебно-исследовательская работа школьников имеет все большее значение не только как важное средство формирования интереса к предмету, развития навыков исследовательской деятельности, но и в профессиональной ориентации.
В процессе обучения и под влиянием обучения складывается личность ученика. Это касается не только таких личностных проявлений, как мировоззрение, интересы, способности, но и нравственного облика, эмоционально-волевых качеств, характера. Правильное обучение всегда означает духовный рост учащихся, становление их личности. В этом смысле обучение воспитывает ученика, что и дает право говорить о воспитывающем обучении. Нужно формировать у школьников в процессе обучения активное, самостоятельное, творческое мышление, способность к самостоятельной познавательной деятельности и приобретению знаний. Важно, чтобы школа не только давала сумму конкретных знаний, но и учила делать самостоятельные выводы на базе этих знаний, прививала школьникам навыки творческого мышления.
В дипломной работе представлены разработки занимательных внеклассных мероприятий по физической географии (начальной физической географии, физической географии материков и океанов, физической географии Казахстана).
Внеклассное мероприятие по физической географии в 6-м классе.
Весенняя экскурсия в лесу.
Образовательно-воспитательные задачи: - Знакомство с растительным миром ближайшего природного окружения, с изменениями, происходящими в природе весной;
- формирование у детей эстетического и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы;
- развитие речи, творчества, фантазии;
Оборудование: фотоаппараты (сотовые телефоны), загадки приготовленные учителем.
Данная экскурсия проходит в окрестностях села Чиркаин Зыряновского района в долине реки Чиркаинка.
Ход:
Солнце изливает на землю колоссальное количество энергии. Зеленый лист способен уловить ничтожную часть этого огромного богатства, измеряемую тысячными его долями, в лучшем случае – сотыми. И вот за счет этого только на суше ежегодно образуется более 50 миллиардов тонн растительной массы. Это – консервированная солнечная энергия, которая поддерживает жизнь на всей планете.
Замечательный русский ученый К. А. Тимирязев говорил о «космической роли» зеленого листа. В самом деле, растения, улавливающие приходящую из космоса солнечную энергию, преобразили лик Земли настолько, что она теперь не похожа ни на одну из планет Солнечной системы.
Другие статьи:
Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста
В литературе практически отсутствует описание возрастных особенностей проявления, и развития чувства времени как эстетического качества личности. Имеются работы по развитию физического времени (Т.Д.Рихтерман), а также работы по психологии и психиатрии российских и зарубежных исследователей (М.А.Немировской, ...
Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
с фонетико–фонематическим недоразвитием речи
На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин изучающих речь. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения ...