Опыт показывает, что создание таких географических изданий при школьном географическом кабинете, при географическом клубе или кружке является одним из лучших способов агитации школьников для участия во внеклассной работе по географии.
Формы внеклассной работы по географии в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форма организации внеклассной работы наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету, развивает творчество учащихся.
Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала – географическими знаниями.
Наиболее эффективными являются методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. (таблица 4).
Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.
Таблица 4 Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе по географии (по В.В. Николиной)
Методы организации внеклассной работы | ||
Работа в природе |
Работа с географической литературой |
Игровая деятельность |
Экскурсии |
Подготовка рефератов |
Вечера |
Походы |
Подготовка докладов |
Олимпиады |
Наблюдения |
Выпуск газет |
Деловые игры |
Экспедиции |
Оформление стендов |
Викторины |
КВНы |
К числу методов проведения внеклассной работы по географии, выделяемых по источникам знаний (по Ю. И. Валишину), можно отнести:
1) словесные методы (вербальные): лекция, беседа, доклад, интервью. В этой группе методом источников знаний служит слово учителя. Беседы, лекции, интервью проводят ученые, сотрудники экспедиции, работники государственных учреждений, проводящие исследования природы нашей страны, ее недр; работники народного хозяйства;
2) практические методы, осуществляемые во время проведения практических занятий, проводимых как с группой учащихся (фронтально), так и с одним учеником (индивидуально). На этих занятиях учащиеся овладевают умениями работать с географическими инструментами, приборами, лабораторным оборудованием, проведения и постановки опытов и их камеральной обработки, а также осуществлять природоохранительные мероприятия;
3) наблюдения, которые можно применять при изучении, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Этот метод дает возможность изучать действительность во всех ее проявлениях. Наблюдения могут быть эпизодическими и постоянными. В их основе всегда лежит познание сущности изучаемого объекта или явления, при условии максимальной познавательной активности школьников;
4) опытно-экспериментальный метод, применяемый с целью изучения процессов и явлений природы, которые затруднительно наблюдать в действительности. Например, опыты, показывающие образование осадочных пород, иллюстрирующие разрушительное действие прибоя, демонстрирующие устройство и действие колодцев и другое.
При этом нужно помнить, что опыты необходимо готовить заранее, а учащиеся анализируют результаты опытов, зарисовывают или фотографируют их, а сами опыты не должны быть продолжительными;
5) методы конструирования и моделирования, дающие возможность изготавливать различные типы моделей, включая действующие, приборы, инструменты, оборудование, необходимые для понимания сущности изучаемых географических явлений.
Модели применяются при исследовании морфологии географического объекта (речной долины, горы, оврага) и дают объемное представление об изучаемом объекте и явлении. Можно смоделировать ряд явлений, изучение которых затруднено в действительности, чтобы учащиеся могли наблюдать их. Действующие модели позволяют понять динамику развития того или иного процесса (выветривание, рост оврагов). Модели могут применяться и при изучении экономики своего края – это графические модели;
Другие статьи:
Учебно-исследовательская деятельность шестиклассников
Существенное отличие развивающего обучения на материале математики как обучение математике от традиционного изучения этого предмета в школе авторы экспериментальных программ видят, прежде всего, в том, что: особый способ организации материала и деятельности по его усвоению позволяют формировать у детей содер ...
Программа по стимулированию здорового образа жизни воспитанников в
дошкольном воспитании
В декабре 2010 года в ДОУ «Ландыш» была разработана программа «Здоровячок». Цель программы: Сформировать знания о здоровом образе жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: 1. Дать зн ...