В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету.
Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живет. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности и так далее. В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеурочное время гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стране помогают ребятам лучше узнать природу нашей Родины, полюбить родную землю, научиться разумно, использовать ее богатства, ценить их и беречь. Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеурочной работе. По традиции, многие учителя и методисты пользуются термином «внеклассная работа» по географии (Н.К. Семакин, Л.М. Панчешникова, И.С. Матрусов). Согласно ученому-методисту И.И. Бариновой, более точен термин «внеурочная работа», так как правильнее отражает данное понятие. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеурочная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах, в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеурочное время.
Можно выделить принципы, в соответствии с которыми строится вся внеклассная работа: наличие интереса у группы школьников и их руководителя, самостоятельность, инициатива, творческая активность школьников. Внеклассная работа результативна, когда она строится на сочетании теоретических знаний, практической работы и увлекательных дел, проводимых в школе.
Внеклассную работу по географии необходимо четко планировать. Это позволяет учителю географии правильно организовать свою деятельность, наметить нужные формы внеурочной работы, как с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Работа по всем направлениям внеклассной работы планируется учителем географии совместно с активом учащихся. План обсуждается и утверждается на общем собрании членов кружка, клуба, географического общества и так далее, в зависимости от того, какая форма внеклассной работы является в школе основной.
Планом следует охватить все крупные мероприятия, которые будут осуществляться учителем географии в течение учебного года, а также указать, какие мероприятия межпредметного характера будут проводиться в течение года. План внеклассной работы по географии должен удовлетворять определенным требованиям: исходить из общих целей и задач воспитания; отличаться целеустремленностью, строгой направленностью и служить решению основной цели школы – обеспечению всестороннего развития учащихся, подготовке их к жизни; отражать связь с современной жизнью страны (при этом следует учитывать знаменательные даты, важнейшие события в жизни страны); включать мероприятия из общешкольного плана учебно-воспитательной работы; учитывать индивидуальные интересы учащихся, их возрастные особенности; предусматривать разнообразие методов и форм внеклассной работы по географии, обеспечить систематичность и последовательность в воспитании учащихся.
Кроме того, план не должен представлять набор не связанных между собой мероприятий, они должны быть подчинены определенным задачам, поставленным на период учебного года. Важно добиться правильной расстановки во времени отдельных мероприятий (чтобы не приходилось на конец четверти, года и так далее), привлечения к их проведению, как самих учащихся, так и их родителей, представителей общественности.
Цели внеклассной работы вытекают из общих целей школьной географии – создать средствами предмета условия для того, чтобы школьник умел вести себя в природной и социальной среде, был бы готов к непрерывному образованию, имел склонность к самопроявлению и самовыражению сообразно своей личности. В изменяющихся условиях жизни общества внеклассная работа наполняется новым содержанием. Важнейшей ее целью должна стать организация реальной социальной деятельности, т.е. общественно полезная работа, которая позволяет школьникам применять полученные на уроках географии знания и умения в практической деятельности, что в будущем даст им возможность адаптироваться в окружающей среде.
Эти цели внеклассной работы требуют выполнения ряда задач: а) формировать познавательный интерес к географии; б) связывать школьную географию с жизнью; в) углублять и расширять содержание изучаемого предмета; г) развивать способности учащихся; д) осуществлять индивидуальный подход; е) профессиональная ориентация; ж) совершенствовать умения пользоваться источниками географической информации .
Другие статьи:
Многообразие игр
Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами ...
Основные
этапы нормального речевого развития ребенка
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтоб ...