Коррекционно-развивающие занятия по формированию базовых эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Педагогика как наука » Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Коррекционно-развивающие занятия по формированию базовых эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 1

Результаты констатирующего эксперимента показали, что в работе с детьми с нарушениями интеллекта музыка может быть использована как эффективное средство в развитии эмоциональной сферы ребёнка. Для целенаправленной, системной работы необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на наш взгляд, является классификация Т.А.Данилиной, В.Я. Зедгенидзе и Н.М. Стёпиной, которая основана на фундаментальных эмоциях: радость, страх, гнев, грусть. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации мы и будем придерживаться далее.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Н. Рубинштейна: « Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребёнка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П. Стрелковой:

· Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

· Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

· Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащённость языка;

· Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из вышесказанного, опираясь на результаты полученные в ходе констатирующего эксперимента нами были разработаны игровые занятия для развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями.

С помощью данных игровых занятий у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Игровые занятия были направлены на знакомство, закрепление и развитие базовых эмоций ребёнка дошкольного возраста. На каждом занятии дети знакомились с определённой эмоцией.

Радость

Фактором, отражающее эмоциональное благополучие ребёнка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребёнок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе приносят ему радость.

«Радость, как всякая базовая эмоция, имеет свои характеристики. Психологи отмечают её важное социальное значение для формирования взаимной привязанности между родителями и детьми. В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определёнными видами стимуляции. Её источником для ребёнка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми».

На занятии по развитию и изучению эмоции радости важно использовать классические произведения, как: И.Штраус «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский из увертюры «Щелкунчик» - «Марш», «Трепак-русский танец», «Прибытие Дроссельмейера». Также можно взять знакомые мелодии из мультфильмов: «Песенка Красной Шапочки», «Песенка Винни-Пуха», «Чунга-Чанга», «Весёлый ветер» И.Дунаевского.

Для знакомства с эмоцией радости на занятиях используются различные игры с музыкальным сопровождением.

· Игра «Кто как радуется»

Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

· Игра «Весёлое путешествие»

Цель игры: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.

Ход игры: игру рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение: начало игры – «Весёлый ветер» И.Дунаевского, пребывание на острове – «Чунга-Чанга» В.Шаинского. Педагог предлагает детям:

- отправиться на своём корабле под парусами к волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны;

- придумать название этому острову;

- изобразить жителей чудесного острова;

- нарядиться в одежду местных жителей (яркие юбочки, бусы, перья и т.п.);

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности работы логопеда по развитию мелкой моторики у детей – логопатов
Для детей - логопатов дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия детей. Однако, те проблемы, кото ...

Учебно-исследовательская деятельность шестиклассников
Существенное отличие развивающего обучения на материале математики как обучение математике от традиционного изучения этого предмета в школе авторы экспериментальных программ видят, прежде всего, в том, что: особый способ организации материала и деятельности по его усвоению позволяют формировать у детей содер ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru