Факультатив как дона из форм внеурочной работы по учебным предметам

Педагогика как наука » Разработка факультативного курса "Применение метода интервалов при решении неравенств" » Факультатив как дона из форм внеурочной работы по учебным предметам

Страница 1

Как новая форма учебной работы факультативные занятия были введены ноябрьским (1966) Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы”. В этом постановлении были определены цели и задачи факультативных занятий, общий порядок их организации.

На первом этапе своей истории математическим факультативам был присущ временный характер, так как в них был введен материал, который в последующем включался в основной школьный курс математики. Необходимость обновления факультативных курсов по математике стала очевидной, когда в 1976 – 1977 годах новые программы по математике были введены во всех классах общеобразовательных средних школ страны.

Факультатив – одна из форм внеурочной работы, которая проводится на строго добровольных началах, и поэтому их наличие в школе, как правило, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития познавательных интересов у части учащихся.

Основная задача факультативных занятий – учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями современной математики, раскрыть приложения математики на практике.

Кроме того, на факультативные курсы возлагается и следующая задача – улучшать подготовку учащихся к вступительным экзаменам в средние специальные учебные заведения и вузы. Но если эта задача становится главной, то занятия сводятся к прямому натаскиванию (в форме решения многочисленных задач, предлагавшихся на вступительных экзаменах в различные вузы). Это дискредитирует саму идею факультативных курсов, занятия к тому же малоэффективны. Иное дело, если учитель организует предварительную самостоятельную работу учащихся (вне занятий) по решению задач, а на факультативных занятиях вместе со школьниками определяет наиболее рациональную методику поиска решения, устанавливает границы применимости того или иного метода решения, учит предупреждать наиболее типичные ошибки в решении, в его записи и обосновании, учит находить эффективные приемы самоконтроля, сопоставлять различные способы решения одной и той же математической задачи, оценивать их достоинства и недостатки. В этом случае сознательное и глубокое усвоение содержания, идей, методов школьного курса является в то же время лучшей подготовкой к вступительным экзаменам в высшие и средние специальные учебные заведения.

Практика школы показывает, что на разных этапах обучения на факультативах должно быть различное соотношение расширения и углубления содержания общего курса математики. Если для любознательного семиклассника, интересующегося математикой, расширение школьной тематики является желательным, причем тем в большей степени, чем он подготовлен по основному курсу, то для одиннадцатиклассника, как правило, всякое расширение, существенно выводящее за пределы общего курса, всякое изучение материала, которое не войдет в содержание выпускных экзаменов, является нежелательным. В этом последнем случае неучет позиции старшеклассников часто приводит к распаду факультативных групп.

Напротив, как показывают данные специального изучения степень сформированности интересов старшеклассников такова, что их уже не может удовлетворить факультатив типа кружка, им необходима более серьезная систематическая работа. При ее организации необходимо учитывать не только степень развития интересов учащихся к изучению математики, но и направленность этих интересов, связанную с профориентационными аспектами.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учеб ...

Особенности проведения занятий при эндокринных заболеваниях
Необходимо учитывать следующие особенности состояния организма при организации физической подготовки: нарушение всех видов обмена (в том числе водного, минерального и витаминного) при преимущественном нарушении одного из них; ослабление силы и тонуса мышц; функциональная слабость всех систем и органов. В пер ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru