Работа социального педагога по социальной адаптации детей из разведенных семей

Страница 1

Рассматривая социальную адаптацию как включение детей в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, социальный педагог, призван обеспечить перестройку их поведения и структуры деятельности. При этом включение должно быть целенаправленным и относительно контролируемым. Немаловажную роль в организации такого контроля играет образовательный и воспитательный процесс в семье и школе, которые для ребенка являются институтами социализации. Педагогический аспект социальной адаптации заключается в полном совпадении требований, которые предъявляются в институтах социализации в соответствии с требованиями реальной жизни. Что же касается психологического аспекта, то социальная адаптация рассматривается в работе социального педагога как деятельность, направленная на выработку индивидом образа жизни при утверждении в новой среде, в новом виде деятельности. Процесс адаптации детей из разведенных семей заключается в усвоении или неприятии норм, ценностей, традиций изменившейся социальной среды, предъявлений серьезных требований к себе и окружающим.

Социальная адаптация характеризуется тем, что в относительно короткий промежуток времени, ребенок осваивает новую социальную среду.

Работа социального педагога, направленная на создание условий для благоприятной социальная адаптации в коллективе сверстников, может способствовать усилению у детей чувства удовлетворенности и в других сферах жизни. Эффективность работы социального педагога с детьми из разведенных семей обеспечивается созданием системы внутригрупповых отношений и приспособлением детей к этим отношениям. Социальный педагог, используя методы воспитательной работы: метод формирования сознания, метод формирования опыта и поведения деятельности целенаправленно обеспечивает выработку у детей образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм в изменяющихся условиях их жизни.

Существует четкое определение функциональных обязанностей социальных педагогов, занимающихся проблемами разведенной семьи. Им могут быть присущи несколько ролей, каждая из которых характеризуется набором специфических форм и методов работы:

1) Социальный педагог - пропагандист (организация деятельности по профилактике разводов, по повышению престижа семейной жизни; проведение соответствующей агитации в кругу специалистов, ближайшего окружения для привлечения внимания к проблемам разведенных и их детей);

2) Социальный педагог - социальный работник (осуществление системы мероприятий по всесторонней, последовательной подготовке людей всех возрастов к семейной жизни, к выполнению обязанностей супругов и родителей, а также действий по созданию воспитывающей среды по месту проживания и учебы детей; разработка и проведение обучающих семинаров по организации помощи несовершеннолетним в ситуации развода родителей для всех заинтересованных);

3) Социальный педагог — социальный терапевт:

-профилактическая работа с отдельными семьями, в том числе на этапах регистрации браков (справочные, психологические услуги), подачи заявления о расторжении брака (консультативно-коррекционные услуги на стадии предбракоразводного кризиса), судебного разбирательства (консультирование, психолого-педагогическая поддержка);

-психолого-педагогическая помощь детям и родителям при разводе;

-контроль за жизнедеятельностью семей, которые при помощи специалистов социальных служб удалось сохранить; предупреждение новых возможных осложнений во взаимоотношениях супругов;

- терапия взаимоотношений супругов, родителей и детей, адаптации нуждающихся к ситуации развода, восстановления (при возможности) разрушенных брачно-семейных и семейно-родственных отношений и др.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

Ø реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

Ø усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

Ø достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамичного равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существуют следующие механизмы социально-психологической адаптации личности:

ü когнитивный (включает все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение их д.);

ü эмоциональный (включает различные чувства, эмоциональные стояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.);

ü поведенческий (определенная целенаправленная деятельность человека в социальной практике).

В процессе адаптации человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему приспособиться к условиям социума.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Анализ прогаммы «Основы здоровья семьи»
Целью программы является «формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни с установкой на нравственное поведение, ценность семьи, ответственное материнство и отцовство». Разработка программы основывалась на результатах анкетирования школьников по выявлению их базовых знаний. Проведенное исследова ...

Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента
Цель: проверка эффективности проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента. На данном этапе были проведены повторные социзмерения по методикам констатирующего эксперимента. Нами были отмечены положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньш ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru