Многие дидактические пособия были изготовлены самостоятельно, например «Геометрическая мозаика», трафареты различных предметов, силуэтные и контурные изображения, дидактическое пособие «Составь из частей» и др.
Подбор дидактических игр и упражнений осуществлялся таким образом, чтобы были охвачены все 5 этапов коррекционной работы. Содержание игр и упражнений включали в себя одну лексическую тему, где прослеживалась система поэтапной коррекционной работы по зрительному восприятию. Практика показала, что такое поэтапное ознакомление с предметами окружающей действительности позволяет сформировать у слабовидящих детей правильный и целостный образ предмета. В свою очередь, это даёт возможность детям с нарушениями зрения ориентироваться в окружающем пространстве.
При проведении дидактических игр и упражнений использовались как общедидактические методы и приёмы: объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др., так и специальные: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др. Такие специальные методы и приёмы содержат в себе не только общеобразовательные обучающие задачи, но и лечебно-восстановительные, которые стимулируют зрительные функции глаза. С детьми, у которых острота зрения до 0,4, обучение опиралось больше на использование компенсаторных анализаторов, а с детьми, у которых острота зрения 0,4 и выше – обучение опиралось на зрительный анализатор с подключением компенсаторных.
В конце каждой лексической темы проводился теневой театр по той же самой теме. Это дало возможность перейти от специального обучения в играх к самостоятельному познанию изображений предметов, закреплению навыков зрительного восприятия.
В рамках формирующего этапа с детьми было проведено много различных дидактических игр и упражнений. Это позволило детям овладеть умениями узнавать и называть предметы, зрительно выделять их из числа других предметов, правильно соотносить образ предмета с его названием, ориентироваться среди предметов окружающего мира, изученных в рамках лексических тем. Всё это говорит об эффективности проведённой коррекционной работы.
Большая помощь в проведении коррекционной работы была оказана воспитателями и тифлопедагогом данной группы. Ими были даны консультации, объяснения по поводу изготовления специальных пособий, советы по использованию эффективных специальных методов и приёмов.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента был использован комплекс методов и приёмов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей 5 года жизни, имеющие нарушения зрения, основным звеном которого является дидактическая игра.
Другие статьи:
Проблема субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в представлениях педагогов-практиков
Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги, использующие данное понятие, вкладывают в него общий, разделяемый всеми смысл. В нашем иссл ...
Многообразие игр
Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами ...