Сравнительный анализ агрессии у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Педагогика как наука » Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста » Сравнительный анализ агрессии у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Страница 1

1. Анализ диагностики особенностей детей с агрессивным поведением.

Рассмотрим анализ метода критериев оценки агрессивности. Данные результаты получены в ходе наблюдения за детьми, анализа их межличностного поведения, поведения в игре. В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. В средней группе их число составляет 7% от общего числа членов группы. В старшей группе 10% от общего числа членов группы.

Рис. 1. Оценка уровня агрессивности по методике «Критерии оценки агрессивности»

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволила более точно определить количество детей с агрессивным поведением.

Из сравнительного анализа следует, что агрессивное поведение больше проявляется у детей старшей группы, чем у детей средней группы дошкольного учреждения.

К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника, у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

Не смотря ни на что, в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают, когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения.

В дальнейшем проявления агрессивности во многом связаны с процессами поло–ролевой идентификации ребенка или особенностями «Эдиповой ситуации» в семье. К 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у детей неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат. Было обнаружено, что девочки старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве они были очень драчливы. Вместе с тем отмечается, что с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

Рассмотрим результат анкеты «Признаки агрессивности», проводившейся с родителями. В средней группе входе анкетирования было выявлено 10% детей с повышенной агрессивностью; 20% с высокой агрессивностью; 45% детей со средней агрессивностью; 25% детей с низкой агрессивностью. В старшей группе выявлено 15% детей с повышенной агрессивностью, 30% детей с высокой агрессивностью, 45% детей со средней агрессивностью, 10% детей с низкой агрессивностью.

Рис. 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Признаки агрессивности»

Агрессивное поведение детей в семье и в детском саду имеет разное проявление, поскольку это зависит от семейного воспитания, внутри семейного микроклимата (системы наказаний и поощрений, отношений «родитель-ребенок», «родитель-родитель»). В детском саду агрессия проявляется в отношениях к сверстникам, в игре, в принятии правил группы.

На социализацию агрессии оказывают влияние образец отношений и поведение родителей; подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Отношения родителей к поведению ребенка, также различно.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Основные принципы русской орфографии
Исследователи современного русского письма (В.Ф. Иванова, В.В. Ветвицкий и др.) выделяют в русской орфографии 4 базовых принципа. 1. Морфологический. Он основан на единстве буквенного облика морфемы вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции стоит любая из составляющих ее фонем. Основной чертой ру ...

Основные определения используемые Болонской программой
Кредитно-модульная система организации учебного процесса: это модель организации учебного процесса, которая базируется на соединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Модуль: задокументированная завершенная часть - учебная дисциплина, практика, гос аттестаци ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru