Система хронологических представлений школьников

Страница 1

Ведущие методисты советского периода разрабатывали систему изучения хронологии, ими были разработаны различные методы и приёмы, позволяющие обеспечить на уроке усвоение хронологических сведений, варианты объяснения наиболее сложных тем, например: «Счёт лет в истории», «Соотнесение века с тысячелетием», «Решение хронологических задач» и др., а так же систему формирования умений локализовать исторические факты во времени. Большое внимание этому вопросу уделяли такие исследователи-методисты, как А. И. Стражев, Н. И. Запорожец, Ф. П. Коровкин, П. В. Гора и др.

Процесс формирования хронологических представлений начинается при изучении пропедевтических курсов в начальной школе.

Младшие школьники ещё не имеют достаточного жизненного опыта для того, чтобы воспринимать многовековую историю человечества. Поэтому процесс формирования хронологических представлений является достаточно сложным и требует повышенного внимания учителя.

Психологи и методисты сходятся в одном: процесс формирования хронологических представлений надо начинать с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств исторического времени. В книге «Обучение истории» К. Линденберг пишет: «Надо создать на уроке ощущение отдалённости древних культур, проясняя хронологическую отдалённость на более близких для детей примерах. Отцы детей родились в те времена, когда наши города были гораздо меньше, чем теперь, когда в них было мало высотных домов и т. д. Деды родились во времена, когда на дорогах конные повозки встречались чаще, чем автомобили, когда ещё практически не было самолётов. Перед Первой мировой войной, когда родился прадедушка, не было электрического света и редко встречались водопроводы. Прапрадеды видели, как сооружались железные дороги, как возникли первые фабрики. Так, прослеживая жизнь пяти поколений, можно заметить, как грандиозные изменения, происшедшие за 150 лет, преобразили лицо мира». При таком подходе к историческому времени большое значение приобретает тема «Моя родословная», так как создание своего родового древа позволяет увидеть процесс изменения времени через историю своей семьи. Наглядные средства (фотографии, предметы быта и т.д.) позволяет более полно сформировать эмоционально-наглядное представление об эпохе.

Не все даты считают методисты Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова, достойны равноценного внимания в процессе изучения. Они считают, что их можно разделить на опорные и второстепенные. К опорным датам относятся только те, которые локализуют во времени главные исторические факты, так как, по мнению Е. Е Вяземского и О.Ю. Стреловой, «состав основных дат условен и исторически изменчив, так же как и набор фактов, в зависимости от политической ситуации и задач школьного исторического образования оценивающийся, то как главный, то как второстепенный».

Довольно интересная методика по формированию временных представлений и развитию первичных умений работы с материалом по хронологии предлагается М, Т. Студеникиным .

Он предлагает начать работу с формирования представлений о том, как люди измеряют время, подводит к пониманию продолжительности жизни самих детей: самые первые воспоминания в их жизни, что самое важное произошло за эти годы?

Далее предлагается работа с «лентой времени»: ученики указывают свой возраст и самые главные события жизни: когда пошли в детский сад, школу, сколько лет были в саду и сколько учатся в школе.

После усвоения учениками понятия «десятилетие» учитель переходит к объяснению понятия «столетие». Автор предлагает посмотреть на столетие с точки зрения продолжительности жизни членов семьи. 100 лет – это время жизни трёх поколений: деда, отца и внука.

Далее учитель рассказывает, как надо определять век. Если в четырёхзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1300-й год – 13-й (XIII) век и т. д. Но если вместо нулей будет любая другая цифра, то это будет означать следующий век. Например, 1301 год – 14-й (XIV) век. Также определяется век в дате из трёх цифр:900 год – 9-й (IX) век, 901 год – 10-й (X) век (01 год означает, что прошло девять полных лет и пошёл 1-й год десятого века. Учитель говорит при этом: «Это также, как тебе исполнилось полных 9 лет и идёт десятый год»).

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту по ...

Система комплексной работы по использованию игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования: 1. Определить основные направления работы по использованию игр-загадок, головоломок, ребусов и кроссвордов в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста 2. Разработать и апробиро ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru