Исследование проходило на базе ДУ п. Октябрьский. Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из детей средней группы посещающих детский сад, в количестве 30 человек (16 мальчиков и 14 девочек), в возрасте 4,5–5 лет. Вторая группа состояла из детей старшей группы посещающих детский сад, в количестве 30 человек (17 мальчиков и 13 девочек), в возрасте 5,5–6 лет . Исследуемые показатели первой и второй групп сравнивались между собой.
Для диагностики использовали следующие методики: критерии оценки агрессивности; анкета «Признаки агрессивности»; проективная методика исследования личности «Несуществующее животное»; тест «Сказка» Л. Дюсс . Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику уровня агрессивности у детей. Все результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление об агрессивности ребенка среднего и старшего дошкольного возраста.
Условно мы разделили исследовательскую работу на две части:
Диагностика особенностей детей с агрессивным поведением.
В ходе наблюдения за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре, были определены критерии оценки агрессивности ребенка. Ответив на утверждающие вопросы положительным знаком («+»), если критерий проявляется, и отрицательным («–») если критерий не характерен для ребенка. Положительные ответы суммировались. Появились предположения о том, какие дети являются агрессивными.
Общение со взрослыми имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.
В нашем исследовании перед тем, как проводить диагностику самого дошкольника, необходимо провести анкетирование родителей, которое поможет нам определить конкретные детские проблемы.
Для того чтобы выявить детей с агрессивным поведением мы использовали анкету «Признаки агрессивности», которая включала в себя девятнадцать особенностей поведения ребенка.
Взрослым предлагалось отметить особенности поведения характерные для его ребенка положительным знаком («+»), и отрицательным («–») если особенность поведения не характерна для его ребенка. Положительные ответы родителей суммировались (Приложение 5,6).
Диагностика особенностей эмоциональных явлений.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
В связи с этим было выяснено, на сколько спонтанно возникают эмоциональные явления, которые обычно не проявляются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Признаками первичной агрессии, как расстройства поведения являются повышенная чувствительность, раздражительность, взрывчатость, импульсивность, недифференцированный страх.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая.
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Поэтому в нашем исследовании, была взята методика проективного исследования личности, предложенная М.3. Друкаревич, «Несуществующее животное». Тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т.е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.
Диагностика с дошкольниками проводилась индивидуально. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. В связи с тем, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других – одним цветом и т.д.), общепринятой системы оценки рисунка не существует.
Результаты фиксировались в таблице симптомокомплексов агрессивности теста «Несуществующее животное» (по Фурманову И.А.), выставлялись баллы оценивая симптомы.
При анализе результатов в данной методике важным показателем являлись линии, поскольку методика построена на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением.
Другие статьи:
Цели и задачи экономико-управленческой практики
Основными целями прохождения экономико-управленческой практики являются соотнесение характера обучения студентов с требованиями современной жизни, сокращение послевузовской адаптации выпускника, систематизация специальных знаний, полученных в институте, выработка практических навыков, способностей и умений. ...
Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления
подвижных игрушек
Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней группы (скл ...