Динамика уровня развития активного словаря прилагательных

Страница 3

Качественные показатели, т.е. распределение прилагательных по группам, увеличилось. Во всех сериях дети употребили больше прилагательных. Прилагательные оценки дети называли больше всего по представлению и по картине, а на основе восприятия натурального предмета их количество снизилось и, напротив, прилагательных, обозначающих материал, величину и форму было меньше в первой серии, а затем их количество возросло, причем намного.

Опишем и динамику качественных показателей после формирующего эксперимента. Констатирующий этап показал, что дети употребили мало прилагательных всех категорий. Оценочных прилагательных было больше всего во всех сериях эксперимента. Меньше всего было прилагательных, обозначающих материал, величину и форму. Но количество их употребления увеличивается по мере того, как методика становится легче.

После серии дидактических игр и упражнений качественные показатели возросли. Теперь дети употребили больше прилагательных всех категорий.

Таким образом, был проведен формирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития активного словаря прилагательных у детей с ОНР. Эти данные позволяют нам сделать следующие выводы:

- количество употребленных прилагательных детьми стал выше, причем различие увеличивается, по мере того как методика становится легче;

- наименьшее число прилагательных наблюдалось у детей при назывании прилагательных по представлению;

- качественные показатели превышают показатели после формирующего эксперимента;

- появляется больше прилагательных, обозначающих материал, величину и форму, когда дети опираются на картинку или натуральный предмет;

- дети после формирующего эксперимента стали употреблять практически равное количество прилагательных всех групп группе.

Общие выводы по эксперименту:

– констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития активного словаря прилагательных у детей с ОНР;

– наибольшее число прилагательных дети называли на основе восприятия натурального предмета, а наименьшее – по представлению;

– при описании натуральных предметов наблюдается большее число прилагательных, обозначающих цвет, материал, величину и форму, а при описании по представлению на первый план выходят разнофакторные и оценочные прилагательные;

– с целью повышения объема активного словаря мы провели серию дидактических игр и упражнений.

Данные, приведенные в таблице 7, показывают увеличение показателей уровня развития активного словаря прилагательных после проведенной нами системы дидактических игр и словесных упражнений. Эти данные позволяют говорить об эффективности предложенной нами системы.

Итак, мы полностью завершили нашу экспериментальную работу: выявили уровень развития активного словаря, провели систему игр и упражнений на повышение его объема, затем по результатам контрольного эксперимента определили динамику уровня развития активного словаря прилагательных у детей.

Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к общению. Этому способствует речевая деятельность взрослых и предметная деятельность самого ребенка. Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Дети же с ОНР при стихийном речевом развитии не достигают этого уровня. У них отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Поэтому необходимо вести целенаправленное обучение речи и речевому общению.

Развитие речи в дошкольном возрасте тесно связано с умственным развитием детей, особенно с развитием мышления. Эта взаимосвязь свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Обучение дошкольников с ОНР полноценному овладению языком также создает благоприятные условия для их нравственного, эстетического и художественного развития.

Для исследования нами была отобрана наиболее абстрактная часть речи – имя прилагательное. Становление этой части речи у детей происходит позднее остальных. Употребление прилагательных в речи делает ее яркой, образной и насыщенной.

Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Констатирующий эксперимент показал низкий уровень употребления в активном словаре детей этой части речи. В связи с этим возникла необходимость создания системы занятий для развития активного словаря прилагательных. Мы выдвинули гипотезу, что использование специальных упражнений позволяет повысить уровень развития активного словаря. Для этого после проведения системы дидактических игр и, мы повторно исследовали активный словарь детей по такой же методике. Данные эксперимента показывают увеличение объема активного словаря прилагательных, как по количеству, так и по качественным показателям, т.е. по распределению прилагательных по группам. Дети стали употреблять больше прилагательных. Значительно увеличилось употребление прилагательных всех групп. Кроме того, результаты констатирующего эксперимента показали существенные различия между группами прилагательных; а контрольный эксперимент показал, что эти различия существенно сократились у детей после формирующего эксперимента.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Подходы к изучению программирования
Рассмотрим два подхода к изучению языка программирования: формальный и "программирование по образцу". Первый основан на формальном (строгом) описании конструкций языка программирования тем или иным способом (с помощью синтаксических диаграмм, или формального словесного описания, в частности, семант ...

Воспитание любви к живой природе у младших школьников в системе начального образования
Справедливость мысли о необходимости и важности любви к природе и её воспитания в детях, обозначенная в актуальности данного исследования, отражена в трудах многих авторов, писателей, учёных, педагогов. «Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru