старшеклассник семейный жизнь подготовка
Большой энциклопедический словарь дает определение понятия «форма» как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса.
П.И. Пидкасистый в своем учебнике «Педагогика» дает следующее определение формы воспитания – это варианты, способы организации воспитательного процесса. И.П. Подласый считает, что форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания людей. П.И. Пидкасистый относит к ним: массовые, групповые и индивидуальные. И.П. Подласый добавляет еще микрогрупповые формы. Существует классификация форм воспитания в зависимости от методов воспитания: словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.), практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.), наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).
Основываясь на первой классификации, можно отметить, что нами были использованы индивидуальные, микрогрупповые и групповые формы работы. Опираясь на вторую классификацию, необходимо уточнить, что приоритетными были словесные и практические формы: воспитательный час «Как сложится ваша супружеская жизнь» в форме тестирования с последующим обсуждением, воспитательный час «Тили - тили тесто, жених и невеста» в форме деловой игры, диспуты «О любви, браке и семье» и «Девичья гордость и мужское достоинство». Кроме того, практиковались индивидуальные беседы и встречи «при свечах» после уроков, куда приходили все желающие.
1. Воспитательные часы.
Результаты и итоги воспитательных часов были описаны выше, поэтому мы остановимся на методике их проведения.
Тема: «Как сложится ваша супружеская жизнь?».
Форма проведения: тестирование с последующим комментированием и обсуждением.
Воспитательные задачи:
1. Ознакомление учащихся с функциями современной семьи;
2. Выявить степень готовности к семейной жизни и на этой основе сделать прогноз благополучия супружества;
3. Выработать установку на создание прочного брака.
Подготовительный этап:
1.Распечатать тест – карту в нужном количестве экземпляров.
2.Изучить все ее основные позиции, условные обозначения, шкалу оценок вариантов, ключ к тест – карте.
3.Подготовить интересные примеры на тему супружества для повышения качества прогноза, ознакомления учащихся с функциями современной семьи.
Основной этап.
Чтобы определить готовность к семейной жизни, юношам и девушкам нужно выбрать в каждой из десяти предложенных ниже ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения («П»- правильное, «В»- возможное, «Н»- неверное)
Таблица №1 Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда).
Типичные ситуации, варианты поведения. |
П |
В |
Н |
I.У юноши (девушки) неприятности на работе: недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы; спокойно-дружеские отношения, иногда с утешением и разделением огорчения; сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте. II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей: прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей; прием без всякого энтузиазма, без проявлений признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство; прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно - развлекательной программой III. Совместные покупки, заготовка продуктов: дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие; единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их; безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу. IV. «Мне некогда, я работаю»: рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время – семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы; отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии; уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам. V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты одежды, белья; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различных вкусов: рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»; предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи; рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, я была (был) бы очень рада (рад)». VI. Сексуальные отношения: сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения; сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальное имеет соподчиненное значение; половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности. VII. Забота о потомстве: рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет»; «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного». Желание иметь как можно больше детей; Желание иметь двоих-троих детей. VIII. Забота о воспитании детей: предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий; стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка; противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее развитие способностей. IX. Самосовершенствование в рамках семьи: забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции; развитие в старринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности; досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения. X. Выбор и развитие коммуникабельности: импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции; главным считается умение «не высовываться, быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома»; стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично. |
Другие статьи:
Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и
исправления акцентологических ошибок
Соблюдение орфоэпических норм в речи является показателем уровня владения родным языком. Современные программы обучения побуждают учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Это можно увидеть, проанализировав учебники по русскому языку разных авторов. Подробнее мы останови ...
Общая характеристика младшего школьного возраста
Во всем мире обучающихся называют в соответствии с характером той образовательной системы, в которой они учатся (школьники, гимназисты, реалисты, студенты). Внутри этих наименований в соответствии с возрастом и ступенью обучения различаются более дробные обозначения. Это так называемая культурно-историческая ...