Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни

Педагогика как наука » Подготовка старшеклассников к семейной жизни » Основные формы работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни

Страница 1

старшеклассник семейный жизнь подготовка

Большой энциклопедический словарь дает определение понятия «форма» как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса.

П.И. Пидкасистый в своем учебнике «Педагогика» дает следующее определение формы воспитания – это варианты, способы организации воспитательного процесса. И.П. Подласый считает, что форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания людей. П.И. Пидкасистый относит к ним: массовые, групповые и индивидуальные. И.П. Подласый добавляет еще микрогрупповые формы. Существует классификация форм воспитания в зависимости от методов воспитания: словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.), практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.), наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).

Основываясь на первой классификации, можно отметить, что нами были использованы индивидуальные, микрогрупповые и групповые формы работы. Опираясь на вторую классификацию, необходимо уточнить, что приоритетными были словесные и практические формы: воспитательный час «Как сложится ваша супружеская жизнь» в форме тестирования с последующим обсуждением, воспитательный час «Тили - тили тесто, жених и невеста» в форме деловой игры, диспуты «О любви, браке и семье» и «Девичья гордость и мужское достоинство». Кроме того, практиковались индивидуальные беседы и встречи «при свечах» после уроков, куда приходили все желающие.

1. Воспитательные часы.

Результаты и итоги воспитательных часов были описаны выше, поэтому мы остановимся на методике их проведения.

Тема: «Как сложится ваша супружеская жизнь?».

Форма проведения: тестирование с последующим комментированием и обсуждением.

Воспитательные задачи:

1. Ознакомление учащихся с функциями современной семьи;

2. Выявить степень готовности к семейной жизни и на этой основе сделать прогноз благополучия супружества;

3. Выработать установку на создание прочного брака.

Подготовительный этап:

1.Распечатать тест – карту в нужном количестве экземпляров.

2.Изучить все ее основные позиции, условные обозначения, шкалу оценок вариантов, ключ к тест – карте.

3.Подготовить интересные примеры на тему супружества для повышения качества прогноза, ознакомления учащихся с функциями современной семьи.

Основной этап.

Чтобы определить готовность к семейной жизни, юношам и девушкам нужно выбрать в каждой из десяти предложенных ниже ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов поведения («П»- правильное, «В»- возможное, «Н»- неверное)

Таблица №1 Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда).

Типичные ситуации, варианты поведения.

П

В

Н

I.У юноши (девушки) неприятности на работе:

недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы;

спокойно-дружеские отношения, иногда с утешением и разделением огорчения;

сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте.

II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей:

прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей;

прием без всякого энтузиазма, без проявлений признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство;

прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно - развлекательной программой

III. Совместные покупки, заготовка продуктов:

дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие;

единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их;

безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.

IV. «Мне некогда, я работаю»:

рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время – семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы;

отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии;

уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.

V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты одежды, белья; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различных вкусов:

рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»;

предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи;

рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, я была (был) бы очень рада (рад)».

VI. Сексуальные отношения:

сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения;

сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальное имеет соподчиненное значение;

половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.

VII. Забота о потомстве:

рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет»; «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».

Желание иметь как можно больше детей;

Желание иметь двоих-троих детей.

VIII. Забота о воспитании детей:

предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий;

стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка;

противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее развитие способностей.

IX. Самосовершенствование в рамках семьи:

забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции;

развитие в старринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности;

досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.

X. Выбор и развитие коммуникабельности:

импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции;

главным считается умение «не высовываться, быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома»;

стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Детство как предмет психологического исследования
Для рассмотрении темы дипломного проекта : “Развитие творческой активности младших школьников через применение коррекционных программ”, необходимо для полного понимания и эффективности проведения эксперимента рассмотреть различные составляющие вопросы. Один из них- понятие детства и детство как предмет психо ...

Реализация требований программы в учебниках английского языка
Объектом нашего сопоставительного анализа стали три учебно-методических комплекса, рассчитанных на младших школьников. Это учебник И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для II класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, а также 2 учебника англоязычных авторов – «Bravo» Джуди Вест и ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru