Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
· использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка;
· обеспечить освоение дошкольниками основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, пространственные и временные отношения) и переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами окружающего мира);
· стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению;
· развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
· расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
Начальные знания о свойствах воздуха и воды ребенок получает в раннем и среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте продолжается закрепление знаний о физических свойствах предметов. Детям даются представления о некоторых факторах окружающей среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния – жидкое, твердое).
Опираясь на повседневный опыт детей 5-7 лет их можно знакомить с: 1) тепловыми явлениями; 2) превращениями твердых тел в жидкие, жидких в парообразные, и наоборот; 3) воздух и его простейшие свойства. В старшей группе рекомендуется обращать внимание детей на воздух и его свойства, объяснять, что ветер – это движение воздуха, что человек и животные дышат воздухом, воздух необходим для всего живого на земле.
Воздух – это вещество, но газообразное. Ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, и главная из них – ребенок не видит воздуха, не может потрогать его руками, не может с ним манипулировать. Для ознакомления с воздухом и его свойствами можно провести следующие занятия:
Занятие 1 «Воздух, как его обнаружить».
Занятие 2 «Как можно обнаружить воздух».
Занятие 3 «Сжимаемость воздуха. Вес воздуха».
Занятие 4 «Свойства воздуха».
Наблюдения:
- прозрачность воздуха, скорость передвижения (ветры разной силы).
- изменение температуры воздуха.
- сжимаемость воздуха (надувание шаров и др.).
На занятиях проводятся следующие опыты:
1. Воздух, способы его обнаружения (воздух в воде, земле).
- свойства воздуха.
Опыт 1.
Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку и выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки.
Опыт 2. Сделайте маленький парашют. Покажите, что когда парашют спускается, воздух под ним расширяет купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.
Опыт 3. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите корки апельсинов и предложите почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Опыт 4. Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый шарик и не надутый: чаша с надутым шариком перевесит.
Опыт 5. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик сдуется, т.к. воздух при охлаждении сжимается.
Другие статьи:
Причины изменения и колебания русского ударения
Разноместность и позиционность русского ударения не только устраняет монотонность речи, способствуя ее ритмической организованности, но и является важным различительным средством. Для соблюдения норм эти свойства ударения обычно не доставляют значительных хлопот человеку, усвоившему русский язык с детства. И ...
Методические рекомендации работникам школы и вуза по
подготовке учащихся к профессиональному самоопределению
Профориентационная работа реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. - оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. - выработка у школьников сознательного отношения к труду, ...