Цель: разработка и апробация комплекса мероприятия по обогащению представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Разработать комплекс мероприятий по обогащению представлений детей об окружающем мире;
Апробировать разработанный комплекс с детьми экспериментальной группы.
Для организации формирующего эксперимента группа детей была разделена на две: экспериментальную и контрольную. Контингент испытуемых в обеих группах одинаковый как по полу, так и по уровням сформированности игровых навыков.
Дальнейшая работа проходила с детьми экспериментальной группы.
Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание-действие-общение.
Первое условие игры, как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях.
Свою работу мы начали с того, что провели с детьми беседу на выявление у детей интереса к игре. (Приложение 1)
Следующий этап нашей работы был связан с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни, что и соответствует теме нашего исследования. Нами использовались следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:
Экскурсии;
Встречи с людьми разных профессий;
Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;
Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;
Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни;
Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;
Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;
Этические беседы.
Была разработана схема подготовки к играм детей . (Приложение 2) В данной схеме была отражена подготовка к играм, таким как «Семья», «Детский сад», «Школа», «Больница» . Как, показал констатирующий эксперимент, именно эти игры вызывают у детей наибольший интерес, но сюжеты данных игр однообразны. Также в схему были включены такие игры, как «Космонавты», «Путешествие в Арктику», «Строители».
В ходе развития сюжета воспитатель давал совет, направленный на развитие игры: «маме» советовал пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащали содержание игры. В некоторых случая воспитатель так же был и участником игры и выполнял ведущую роль. В играх выполнение ведущей роли давало возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.
Игровые интересы старших дошкольников характеризовались значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «банк», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство».
В приведенном ниже описании длительной игры в «детский сад» находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.
« . Аня провела с куклами зарядку, затем посадила их завтракать: «Давайте быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».
После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривали детей.
Другие статьи:
Проблемы преподавания дисциплины «Общая биология» студентам непрофильных
специальностей
Биология как наука естественно- научного цикла имеет ряд специфических особенностей, в числе которых – профессиональная терминология, что затрудняет ее усвоение учащимися непрофильных специальностей ( в нашем случае - студенты-физики). Без овладения терминологии науки невозможно говорить о хорошем знании пре ...
Спецификация тестовых материалов по физике для учащихся 7 класса средней
общеобразовательной школы
1. Назначение работы (цель) – дифференцировать учеников 7 класса по уровню подготовки по физике с целью промежуточной аттестации за I четверть. 2. Задачи: 1) Выявить и оценить объем изученного материала; 2) Выявить наиболее сложные элементы или темы учебной дисциплины; 3) Выявить наиболее часто встречающиеся ...