Как бы ни велика была роль социального работника и других специалистов, работающих с несовершеннолетними, в осмыслении реальной действительности, процессов развития знаний о природе человека, их взгляды не могут быть истиной в последней инстанции. Тем не менее, как высказывался Л.С. Выготский: «Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития подростка… Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение – значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем…».
Сущность социально-педагогической деятельности заключается в том, что в поле зрения находится подросток и окружающая его социальная среда, а социальный работник помогает решению проблем подростка в процессе его социализации. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с подростком в течение длительного времени. С помощью методов социальный работник может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства подростка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Следует отметить, что поскольку социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный работник в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.
Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются приемы и средства. Однако приемы могут использоваться социальным работником и вне зависимости от методов. Э.Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы :
1) к созидающим приемам он относит такие, как:
- поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы подростка, доверие и др.
- к тормозящим он относит такие, как: приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.
Применение того или иного приема социальным работником зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения подростка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации.
Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным работником для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будят служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности.
Другие статьи:
Реализация
проекта «Здоровый ребенок – счастливая семья»
I. этап - подготовительный (диагностическое и организационное направление). Содержание этапа: - анкетирование и организация родителей для помощи в проведении данного проекта; - диагностика уровней физического развития воспитанников; - создание информационной базы, определение групп здоровья и подбор материал ...
Анализ существующих подходов к профилактике подростковой наркомании
Педагогические меры профилактики. Принципы ведения профилактической работы. Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению н ...