Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков

Страница 1

Не все ученики в одинаковой степени воспринимают и выполняют указания, объяснения и показ педагога, не все одинаково оценивают свои достижения и замечают недостатки. Одни быстро усваивают певческие навыки, другие медленно. Одни внимательны, сосредоточены, другие рассеянны, не собранны. Одни схватывают «на лету», другие долго не могут понять, чего от них хотят. Все это, безусловно, сказывается на результате обучения.

Такие индивидуальные различия являются отражением не только условий обучения, но и особенностей протекания у ученика ряда психических процессов, которые можно подразделить на три группы:

1. Интеллектуальные процессы, связанные с познавательной деятельностью.

2. Эмоциональные, в которых в особой форме выражается отношение человека к себе, к окружающим людям и явлениям.

3. Волевые процессы, выражающиеся в своеобразном усилии, направленном на достижение сознательно поставленных перед собой задач.

Эти процессы не следует рассматривать, как нечто отделенное от физиологических. И. П. Павлов, создавший учение об условных рефлексах, видел в них физиологическую канву психических явлений. Доказывая условнорефлекторную природу психических процессов, И. П. Павлов выдвинул проблему слияния субъективного и объективного психического и физического. Это указывает на то, что без знания нервных процессов и их закономерностей нельзя правильно объяснить процессы психические.

Слуховые ощущения являются первопричиной возникновения слуховых представлений и развития музыкального мышления, без которого голосовой аппарат не «получает» музыкальных задач. В процессе воплощения музыкальных мыслей голосом возникают многочисленные ощущения мышечного, вибрационного и другого характера. Эти разного типа ощущения, сопутствующие пению, являются для нервной системы важными сигналами, по которым осуществляется контроль за звукообразованием. Поэтому с самого начала работы над голосом педагоги приучают своих учеников фиксировать мышечные, вибрационные, дыхательные и другие ощущения.

Насчитывают девять областей, в которых локализируются ощущения при пении: на твердом нёбе, на нёбной занавеске, на задней глоточной стенке, в области гортани, в области костяка лица, внутри трахеи, в области груди, в области брюшного пояса, в нижней брюшной области.

Ощущения в области костяка лица (переносице, лобных пазухах, голове) также вызываются колебаниями звука и воспринимаются, главным образом. Эти ощущения певцы связывают с понятием «высокой позиции». Об ощущениях в области гортани говорят редко, видимо, не всем они свойственны. То же можно сказать и об ощущении внутри трахеи. Что же касается ощущений в области груди, брюшного пояса и нижней брюшной области, то они обычно связываются с опорой дыхания, и вызываются сокращением мускулатуры. Другие ощущения носят вибраторный характер.

Все виды ощущений, сопровождающих пение носят название «певческого ощущения», иначе говоря, мы имеем дело с восприятиями. В восприятии отдельные ощущения объединены в целостный конкретный образ. Вот почему в терминологии педагогов возникли такие выражения, как «ощутить шар во рту», «ощутить зевок», «высокую позицию».

Ощущения и восприятия неразрывно связаны с вниманием, памятью, эмоциями и другими психическими процессами, имеющими большое значение в формировании вокально-технических навыков. Не разобрав их, нельзя понять причин, влияющих на результат вокально-педагогического процесса.

Так как любая деятельность вызывает эмоции, то любое эмоциональное состояние отражается на деятельности. Определенные эмоции возникают не только в результате отношения ученика к музыкальному материалу, над которым он работает, но и к процессу выработки вокально-технических навыков.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Организация и методика проведения исследования
Исследование проводилось в государственном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников «Росток»». Для проведения исследования использовались следующие методики: 1. Методика изучен ...

Молодежная субкультура и неформальные молодежные объединения: характеристика проблемы
По данным социологов 30–40% школьников и молодежи юношеского возраста вливаются в неформальные объединения. Деятельность этих неформальных объединений направлена на реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие неформальные объединения создаются в условиях учреждений и собирают людей добрых, милосердных, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru