Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной работы

Страница 2

Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность.

Специфика содержания воспитательной работы характеризуется:

Во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным.

Во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, то есть содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков.

Познавательная деятельность во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса положительной мотивации в обучении, совершенствовании учебных навыков.

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятие нервного напряжения.

Трудовая деятельность во внеклассной работе отражается содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно-полезного, обслуживающего.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:

1.Традиции и особенности школы;

2.Особенности возраста, класса, индивидуальности детей;

3.Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуются ее содержание.

Методы и средства внеклассной работы представляют собой методы, и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы.

Рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личные качества ребенка.

2.Отсроченность во времени.

Внеклассная работа – это, прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3.Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеучебное время.

6. Внеклассная работа имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней:

1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели;

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты;

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке;

4. Педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами;

5. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая, создавая новые формы, отвечающие сложившейся ситуации в классе.

Таким образом, внеклассная воспитательная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Одним из видов внеклассной работы является кружковая работа.

По педагогическому энциклопедическому словарю кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности.

Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

По мнению О.Е. Лебедева кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для личности проблем:

-выбор взглядов, позиций, ценностей;

-развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов;

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Уровни организации психической деятельности в процессе письма
Каждая высшая психическая функция включает в свой состав много звеньев и опирается на совместную работу многих участков коры головного мозга, каждый из которых играет в осуществлении целой функциональной системы свою особую роль. Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельнос ...

Анализ литературы описывающей процесс математического исследования
Результаты научных исследований по математике излагаются в виде научных статей и обзоров. За века математической науки установилась стандартная форма статей. До утверждений и теорем обязательно нужно привести все необходимые определения и леммы с доказательствами. После формулировки теоремы строгое доказател ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru