Способы программированной проверки знаний

Страница 1

Способы программированной проверки знаний устраняют один из существенных недостатков традиционных методов контроля – практическую невозможность для учителя непрерывно следить за качеством усвоения материала каждым учеником и на этой основе корректировать учебный процесс. Действительно, традиционные способы проверки знаний позволяют учителю установить уровень усвоения учебного материала сразу после его сообщения либо лишь у небольшого числа учащихся (3–5 человек), либо у всех них, но при этом процесс проверки оказывается весьма трудоемким, а результаты ее доводятся до сведения школьников по прошествии значительного времени (в лучшем случае на другой день, а чаще через несколько дней, т. е. когда они потеряют уже свою остроту). Кроме того, способы программированного контроля позволяют осуществлять на этапе первичного и последующего закрепления "пооперационную" проверку знаний. Поэтому им в последнее время уделяется большое внимание.

Программированная проверка знаний и умений осуществляется с помощью программированных контрольных заданий, причем с помощью специальных ТСО или без них, в условиях программированного обучения или при традиционных методах обучения. Мы рассмотрим применение такого контроля знаний в условиях использования традиционных методов преподавания.

Программированные контрольные задания по физике — это вопросы и задачи с набором правильных и возможных (но неверных) ответов. Вопросы и ответы обязательно нумеруются, благодаря чему словесные описания заменяются коротким числовым кодом, который может быть введен в обучающую машину или проанализирован с помощью простейших контролирующих устройств. Например.

В каком состоянии – твердом, жидком или газообразном в веществе – происходит диффузия?

Ответы: 1) только в газообразном; 2) только в твердом; 3) только в жидком; 4) во всех его состояниях; 5) только в газообразном и жидком.

Один подвижный блок имеет диаметр 20 см, а другой – 5 см. Одинаковые ли выигрыши в силе можно получить с помощью этих блоков?

Ответы: 1) одинаковые; 2) первым больше в 4 раза, чем вторым; 3) первым меньше, чем вторым, в 4 раза.

Вся информация, содержащаяся в этих примерах, может быть заменена двумя знаками: I, 4 и II, 2, где соответственно римская цифра означает номер вопроса, а арабская – номер правильного ответа на него. Дешифровка их позволяет определить уровень знаний ученика.

Все программированные контрольные задания, предназначенные для проверки знания учебного материала ограниченного объема, называются еще программами обратной связи или тестами; эти задания принадлежат к так называемым программам отбора (или имеют выборочную форму ответа). Важное требование к ним – правдоподобность неправильных ответов и включение в них типичных ошибок учащихся. Поскольку предполагается последующий анализ учащимися своих ответов (обоснование своего выбора), то недопустимы явно нелепые варианты ответов (зачем их анализировать?).

Для физического материала удобна и другая форма задания – в виде расчлененного силлогизма (греч. – рассуждать, делать вывод, – вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух утверждений делают обусловленный ими вывод), когда предложение, являющееся основой какого-либо утверждения, расчленяется на две части: в первой из них пропущены слова, раскрывающие смысл, предложения, а вторая содержит эти недостающие слова, например:

Магнитное поле действует:

только на покоящиеся электрические заряды;

только на движущиеся электрические заряды;

на любые электрические заряды.

Весьма эффективны многозвеньевые или взаимозависимые программированные задания. Они ценны тем, что с их помощью можно проверить не только конечный результат мышления ученика, но и наиболее важные его этапы, проследить цепь умозаключений. Многозвеньевые задания состоят из ряда логически связанных взаимозависимых вопросов с ответами (вопрос и ответы на него называют звеном), например:

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Анатомо-физиологические основы процесса чтения
Критический анализ проблемы нарушений чтения должен основываться прежде всего на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения детьми. Что же представляет собой процесс чтения в норме? Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте п ...

Развитие фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому в старшей логопедической группе очень важно на ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru