Программы и методики формирования речевых компетенций

Страница 5

Таким образом, развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – словообразовательными моделями, формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, а также формирование образно-эмоциональной стороны речи для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Ярким примером, свидетельствующим о том, методики по обучению коммуникативной деятельности занимают основополагающее значение, является ситуация, существующая сегодня в методике развития речи. По утверждению М.А. Соловейчика, методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень – с сугубо практического на научный.

Среди инновационных средств и материалов ИКТ выделяют следующие:

Первый тип учебных материалов – наборы цифровых (информационных) образовательных ресурсов. Эти учебные материалы лучше всего встраиваются в существующую систему образования. Они представляют собой важную и современную цифровую составляющую учебно-методических комплексов (УМК) к большинству учебников, входящих в Федеральный перечень. Учебные материалы расширяют содержание учебников, учат пользоваться информацией и помогают создать у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулируют их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.

Второй тип учебных материалов – информационные источники сложной структуры – представляет собой частные решения, основанные на использовании ИКТ и нацеленные на внесение локальных изменений в образовательный процесс. К этому типу относятся специализированные электронные энциклопедии, определители, образовательные среды, основанные на комплекте цифровых географических карт, виртуальные лаборатории и многое другое.

Наконец, третий тип учебных материалов – инновационные учебно-методические комплексы – претерпели кардинальные изменения в организации учебного процесса, они включают полный набор средств образования, необходимых для его организации.

Итак, конкретные программные и технические средства, относящиеся к перечисленным технологиям, активно разрабатываются (нередко параллельно) и используются в различных учебных заведениях. Определяющим фактором эффективности современных информационных технологий является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий. Эта подготовка требует решения вполне конкретных вопросов: отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств информационной технологии; прогнозирование возможного воздействия средств информационной технологии на характер мышления и поведения участников образовательного процесса; выбор способов сочетания и интеграции средств информационной технологии с традиционными средствами обучения; обеспечение соответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы).

В младших и средних классах обучение русскому языку протекает наиболее активно. С 5-го по 9-й классы школьники изучают все уровни языка и языковые единицы, им соответствующие. Целенаправленно развивается их устная и письменная речь. Но к старшим классам активное, целенаправленное обучение русскому языку прекращается как таковое. Не так давно русский язык на третьей ступени средней школы совсем не изучался.

Естественно, что и современная методика преподавания русского языка ориентирована на учащихся младших и средних классов.

Однако возраст ранней юности в силу речевого и общего развития обладает большими возможностями для достижения высшего уровня в овладении языком – именно в этом возрасте дети могут научиться действительному владению словом, тонкости общения, эффективности речи. Соответственно, методика преподавания русского языка должна быть иной, нежели в средних классах . Обучение русскому языку должно быть более углубленным, более интенсивным. И в современной школе делаются определенные шаги в этом направлении:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Психологические проблемы одаренных младших школьников
Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка — это не надо упускать из виду — выступают и те особенности возраста, которые окажутся переходящим, недолговечными. Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности интеллекта. Но ...

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru