Методы и приемы обучения правильному произношению звуков

Педагогика как наука » Обучение детей правильному звукопроизношению » Методы и приемы обучения правильному произношению звуков

Страница 1

Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение, необходимо постоянно упражнять отдельные органы речедвигательного аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность челюсти. Педагогические приемы должны помочь ребенку быстрее овладеть координацией артикуляционных движений. От точности и силы этих движений будет зависеть чистота, четкость произношения звуков и слов. Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Она должна проводиться со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

В связи с тем, что занятия по звукопроизношению выполняют одновременно роль речевой гимнастики, они, как и любая гимнастика, должны быть систематичны, Такие упражнения в младших группах проводятся ежедневно, в старших — минимум 3—4 раза в неделю (на занятиях и вне их).

Большинство артикуляционных упражнений, применяемых в детском саду, носит игровой характер. Структура игры позволяет многократно повторять одни и те же звукосочетания или слова (Пых-пых-пых! Пош-ш-шел!).

Основные методы для проведения этой работы следующие: дидактические игры с наглядным материалом или словесные («Чей домик?», «Магазин», «Оркестр»); подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай», «Лошадки», «Поезд»); рассказы со звукоподражанием; заучивание специально подобранных потешек, стихотворений, а в старших группах — скороговорок.

Разнообразны методические приемы, которые применяются как в этих, специальных методах, так и в других, где есть возможность поупражнять детей в звукопроизношении (при рассматривании предметов или картин, рассказах из личного опыта детей, в наблюдениях на прогулке и т. д.). Основными приемами являются образец правильного произношения, хоровое и индивидуальное повторение (особенно хоровая речь небольшими подгруппами), сопряженная и отраженная речь, указание и объяснение. Частично используется и показ правильной артикуляции.

Если игра проводится вне занятия и в ней участвуют не все дети, желательно привлекать к ней не только плохо выговаривающих звуки, но обязательно и нескольких детей, хорошо и четко говорящих (речь их будет образцом для подражания).

Особого такта требует использование такого приема, как исправление неправильного произношения: нельзя прибегать к нему слишком часто; это излишне нервирует ребенка, отвлекает от игры или другой деятельности. Важно предоставить такому ребенку возможность для тренировки, для активной речи, привлекать его внимание к правильному произношению. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала, особенно это необходимо в младших и средних группах, где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи. Поэтому в первых играх звуки предлагаются в изолированном виде (поезд гудит — у-у-у, ружье стреляет — п-п-п!) или в простых сочетаниях с твердыми согласными (ту-ту, пых-пых, му-му, га-га). Во всех группах в начале года в игры и упражнения включаются наиболее легкие для произношения звуки (п, б, м, т, г, к). Воспитатель присматривается к работе артикуляционного аппарата детей, активизирует тех, у кого малоподвижны губы и челюсти.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Форумы министров образования стран участников Болонской системы
Совместно с конференциями министров в рамках Болонского процесса проводятся организационные форумы. Первый организационный Болонский форум проходил в Лёвене в 2009 году. В нем приняли участие 46 членов Болонского процесса, а также широкий спектр третьих стран и неправительственных организаций. Основными вопр ...

Научно-теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимани ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru