- Чему научили Сашку два месяца кровопролитных боев? Как война меняет отношение человека к жизни и смерти? («Научился он там не давать воли ни тоске, ни надежде»; «…привыкли на фронте жить часом, а то и минутой»; «попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы, на людей не похожи»).
2 группа. Сергей Костров 5 минут
Стойкий, мужественный, настойчивый, любит жизнь, целеустремленный.
Сергей несколько раз бежит из плена, немцы жестоко избивают его, но он ведет себя очень мужественно. Он должен был умереть во время тифа, но он выжил, потому что очень хотел жить и бороться.
Чтение или пересказ эпизодов: «Прыгают кованые сапоги…»; «Кости хрустнули в плечах…»; «…почему он, Сергей, бравировавший на фронте…».
Милосердный.
Душа Сергея разрывается, когда мальчик Коля показывает ему свои ноги. Пальцы отморожены и отваливаются, пошла гангрена. Коля мечтает о том, чтобы пришла мама, принесла хлеба и картошки, но Сергей понимает, что ее тут же расстреляют фашисты.
3 группа. Сотников 5 минут
Ответственный, мужественный.
Сотников, тяжело больной, отправляется на задание – добыть продовольствие для отряда, потому что понимает, что другие не могут идти – один только что разобрал и принялся чистить пулемет, а у другой накануне провалился в воду.
Справедливый.
Когда видит старосту в подвале у немцев среди пленных, понимает, что тот действительно не по своей воле принял эту должность, а ради своих односельчан.
Боится стать обузой.
Сотников не боится смерти в бою, он готов к такому исходу, но он боится стать обузой для своего товарища, подвергнуть другого человека опасности.
Стойкий, мужественный, честный.
Во время жестоких допросов у Сотникова нет даже мысли о том, чтобы ценой жизни своих товарищей остаться в живых самому. Он ранен, потерял много крови, но выдерживает все пытки.
Милосердный.
Когда полицаи схватили их в доме Дёмчихи, Сотников пытается защитить ее, объяснить, что она невиновата, делает он это, что бы спасти невинную женщину, у которой дома остались маленькие беспомощные дети.
2. Подведение итогов работы в группах. 3 минуты
- Итак, что же помогает человеку в нечеловеческих условиях сохранить себя?
Запись на доске и в тетрадях: милосердие, мужество, стойкость, совесть, ответственность перед другими людьми, любовь к жизни, любовь к Родине и к своему народу, справедливость, самоотверженность, верность данному слову.
IX. Сочинение «Я – человек на войне» 7-10 минут
- Ребята, итогом нашей работе на сегодняшнем уроке станет сочинение-миниатюра «Я – человек на войне». Цель этой работы – пропустить через себя мысли, чувства, переживания, нравственное и физическое состояние тех людей, которых вы встретили на страницах прочитанных произведений. Может быть, вашего персонажа даже нет в этих повествованиях, может быть, вы придумаете его сами.
Презентация работ в группах. Чтение лучших работ (по 1-2 от группы).
X. Рефлексия. 3 минуты
- Ребята, в начале урока мы прослушали стихотворение Степана Щипачева «Осколки». Сейчас, на последнем этапе нашей работы, подумайте и запишите в сердечки то, что останется в ваших живых, прекрасных сердцах этот урок.
Ученики озвучивают свои мысли (по желанию).
Другие статьи:
Кризис подросткового возраста
По другому кризис подросткового возраста называют "Переходный", "трудный", "критический" Физиологические основы кризиса подросткового возраста: В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запута ...
Особенности КДД подростков в условиях сельской местности
Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологически ...