Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов

Страница 1

Интерес учащихся к географии значительно шире того объема знаний, который они получают на уроке. Этот интерес помогает удовлетворить внеурочная работа по географии. В образе жизни подростка происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется характер учебной деятельности, и общая ситуация их школьной жизни имеет свои последствия, содержание учебного материала представляет собой теперь систематическое изложение основ наук. Его усвоение приводит к формированию на протяжении всего подросткового возраста мышления в понятиях, что, в свою очередь, оказывает большое влияние на все психическое развитие школьника. Новые знания обогащают и расширяют представления учащихся об окружающей действительности, открывают новые области явлений, а новый уровень мышления делает возможным сопоставлять и систематизировать свои представления и глубже проникать в причины и сущность явлений. На этой основе формируется более высокий уровень познавательных интересов подростков. Интересы становятся более устойчивыми, перестают носить эпизодический характер, не исчерпывается знаниями, получаемыми на уроке. У подростков возникает желание участвовать в предметных кружках, появляется интерес к научно-популярной литературе и научной фантастике.

Возможности для организации внеклассной работы в 7 классе весьма разнообразны. Здесь и организация школьного клуба кино-путешественников, и постановка докладов об исследованиях материков в прошлом и в настоящее время, и работа с газетами и журналами, ведение карты географических новостей.

Очень большое значение, в частности, имеет обучение школьников оценке событий, происходящих в мире. С ними учащиеся знакомятся по журналу «Вокруг света», по сообщениям радио и телевидению. Желающие получают от учителя задание следить за материалами по отдельным материкам и крупным странам, а также собирать эти материалы, а затем использовать их на заседаниях географического кружка.

Изредка можно заслушивать также сообщения о прочитанных книгах, подробнее – на занятии кружка, короче – на уроке, если их содержание связано с темой урока. Многие школьники увлекаются сбором иллюстраций, открыток о разных странах и народах. Из собранного материала можно изготовить плакаты – монтажи о материках в целом, а еще лучше отдельно о природе. Сейчас во многих школах, особенно городских, есть возможность пригласить тех, кто побывал за границей. Свои выступления они обычно сопровождают показом фотографий, диапозитивов, кинофильмов и вызывают большой интерес учащихся.

Внеурочная работа значительно дополняет учебную. Учащиеся, которые активно участвуют во внеурочной работе, как правило, хорошо знают географию.

Развитие взрослости в учебно-познавательной деятельности, важное направление в развитии, связано с развитием содержательных интересов и становлением планов на будущее. Оно вырастает из стремления подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует возникновение самостоятельной учебно-познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Такая деятельность и отношение к знаниям могут существовать вне связи с профессиональными намерениями и касаться науки, техники, искусства, одной или нескольких отраслей знания. Увлечение может иметь характер страсти, когда любимым занятиям, чтению отдается значительная часть не только свободного времени, но и времени, необходимого для подготовки уроков. Интересующие журналы и книги, нужные материалы и инструменты разыскиваются и приобретаются разными способами. Подростки начинают систематически посещать библиотеку, ходить на выставки и в музеи, детально изучают определенную часть экспозиции. Устанавливаются содержательные контакты с товарищами (на основе совпадения интересов). Ребята обсуждают различные вопросы, обмениваются книгами, материалами, помогают советом и делом в разных трудностях.

Участие в труде рядом и наравне с взрослыми, при большом доверии с их стороны, формирует у подростка чувство ответственности, самостоятельность и сноровку в выполнении разных дел и обязанностей, умение думать и заботиться о других людях, чуткость и внимательность.

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок - это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Выполняя разные задания, ребята не прекращают общения. Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации работы на уроке могут заставить младшего подростка забыть о товарищах. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков, к тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная и интересная информация, которая интенсивно поглощается подростком из разных источников, также конкурирует со знаниями, получаемыми в школе.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности проведения занятий при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
При заболеваниях и травмах нервной системы в процессе занятий физическими упражнениями учитель должен учитывать такие особенности состояния организма, как: - повышенная ранимость нервной системы по отношению к физичес-ким (удары, сотрясения, растяжения, перезагибание) и психическим (умственным и эмоциональны ...

Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста
Цель экологического образования достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения; воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельност ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru