Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Страница 2

Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений учащихся, развитие их способностей, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе, организацию социальной деятельности в пределах своего края. Походы по родному краю, дальние экспедиции, кружки по интересам, недели географии с приглашением известных географов, участников современных экспедиций, географические вечера, викторины всегда привлекали школьников, помогали им выбрать профессию, часто связанную с географической наукой.

С целью развития познавательного интереса учащихся к родному краю, разработаны различные формы занимательных заданий по географии. Эти задания успешно используются не только на уроках географии и краеведения, но и во внеклассной работе.

Основные из них – географические викторины и разнообразные игры. Они, как правило, находят место во всех видах внеклассной работы по географии, выступая в качестве развлекательного дополнения к беседам, лекциям, конференциям и другим формам внеклассной работы, но часто проводятся и как самостоятельные мероприятия. Учащиеся всех возрастов любят занимательную географию, всегда с большой готовностью принимают участие в подготовке и проведении разного рода географических игр.

Символико-моделирующие свойства игровой деятельности изначально придают ей познавательный, исследовательский характер, ориентируют учащегося на самостоятельное взаимодействие с моделями, т.е. с системами, замещающими и отображающими процессы и явления, что облегчает понимание школьником моделирования как метода научного познания и исследования. Игра предполагает гибкость социальных ролей во взаимодействии, возможность вносить обратимые изменения в содержание этих ролей – в данном случае учебной и обучающей.

В научной литературе существует большое количество определений игры. Крупнейший в отечественной детской и возрастной психологии исследователь игровой деятельности Д. Б. Эльконин дает следующее определение игры: «Деятельность, возникающая на определенном этапе онтогенеза как одна из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых».

Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования и педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии, так и внеклассных мероприятиях. Использование игр в обучении географии решает множество задач.

Они развивают познавательный интерес к предмету, активизирует учебную деятельность учащихся на уроках, способствует становлению творческой личности ученика. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.

Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе.

Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношения между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдером. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Особенности личностного и речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
общий недоразвитие речь пространственный В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных ...

Причины изменения и колебания русского ударения
Разноместность и позиционность русского ударения не только устраняет монотонность речи, способствуя ее ритмической организованности, но и является важным различительным средством. Для соблюдения норм эти свойства ударения обычно не доставляют значительных хлопот человеку, усвоившему русский язык с детства. И ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru