Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений учащихся, развитие их способностей, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе, организацию социальной деятельности в пределах своего края. Походы по родному краю, дальние экспедиции, кружки по интересам, недели географии с приглашением известных географов, участников современных экспедиций, географические вечера, викторины всегда привлекали школьников, помогали им выбрать профессию, часто связанную с географической наукой.
С целью развития познавательного интереса учащихся к родному краю, разработаны различные формы занимательных заданий по географии. Эти задания успешно используются не только на уроках географии и краеведения, но и во внеклассной работе.
Основные из них – географические викторины и разнообразные игры. Они, как правило, находят место во всех видах внеклассной работы по географии, выступая в качестве развлекательного дополнения к беседам, лекциям, конференциям и другим формам внеклассной работы, но часто проводятся и как самостоятельные мероприятия. Учащиеся всех возрастов любят занимательную географию, всегда с большой готовностью принимают участие в подготовке и проведении разного рода географических игр.
Символико-моделирующие свойства игровой деятельности изначально придают ей познавательный, исследовательский характер, ориентируют учащегося на самостоятельное взаимодействие с моделями, т.е. с системами, замещающими и отображающими процессы и явления, что облегчает понимание школьником моделирования как метода научного познания и исследования. Игра предполагает гибкость социальных ролей во взаимодействии, возможность вносить обратимые изменения в содержание этих ролей – в данном случае учебной и обучающей.
В научной литературе существует большое количество определений игры. Крупнейший в отечественной детской и возрастной психологии исследователь игровой деятельности Д. Б. Эльконин дает следующее определение игры: «Деятельность, возникающая на определенном этапе онтогенеза как одна из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых».
Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования и педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии, так и внеклассных мероприятиях. Использование игр в обучении географии решает множество задач.
Они развивают познавательный интерес к предмету, активизирует учебную деятельность учащихся на уроках, способствует становлению творческой личности ученика. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе.
Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношения между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдером. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Другие статьи:
Особенности проведения занятий при заболеваниях центральной и
периферической нервной системы
При заболеваниях и травмах нервной системы в процессе занятий физическими упражнениями учитель должен учитывать такие особенности состояния организма, как: - повышенная ранимость нервной системы по отношению к физичес-ким (удары, сотрясения, растяжения, перезагибание) и психическим (умственным и эмоциональны ...
Принципы интенсификации обучения
Для интенсификации обучения большое значение имеет повышение напряженности целей обучения, что требует от учеников активной работы, влияя на развитие мышления, волевой сферы и других способностей и свойств личности. В этом состоит специфика интенсивного подхода к целеполаганию. При осуществлении его на практ ...