Исследование проводилось в государственном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников «Росток»».
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика изучения восприятия графических изображений эмоций
Автор Минаева В.М.
Цель: исследование уровня развития восприятия детьми графического изображения эмоций.
Стимульный материал. Набор из четырёх картинок, изображающих радость, грусть, страх, злобу.
Инструкция: посмотри на эти картинки и ответь на вопрос: «Какое настроение изображено на этой картинке?».
Процедура исследования После объяснения инструкции четыре рисунка выкладывают в ряд перед ребёнком. Ребёнок начинает отвечать.
2. Методика изучения понимания эмоциональных состояний.
Автор Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., адаптированная для дошкольников с нарушением интеллекта.
Цель: исследование понимания детьми эмоционального состояния и выражения своих эмоций.
Инструкция. Произнеси радостно предложение: «Я люблю мороженое», грустно «У меня сломалась игрушка (машинка, кукла)», испуганно «Я боюсь собаку» и произнеси сердито «Мне не купили мороженое» .
Процедура исследования. Методика проводится в три этапа.
Первый этап: Сначала ребёнку предлагают произнести фразу радостно, грустно, испуганно, сердито.
Второй этап: Рассмотреть с ребенком иллюстрации из знакомых сказок и вспомнить персонажей, которые радостные, грустные, испуганные и злые.
Третий этап: Для выяснения эмоционального состояния ребёнка, предлагается следующая беседа с ним:
· Какое настроение у тебя чаще всего бывает?
· Когда тебе бывает интересно?
· Кому ты пожалуешься, если тебя обидят?
· Когда бывает стыдно?
· Когда тебе бывает страшно?
· Когда бывает радостно?
3. Методика исследования восприятия музыкальных произведений
Автор Марцинковская Т.Д. (адаптированный вариант)
Цель: исследование влияния музыкальных произведений на эмоциональный фон ребёнка.
Стимульный материал. Набор из четырёх картинок, нарисованных на бумаге, изображающих радость, грусть, страх, злобу. Фонограммы. Классика: радость – Иоганн Штраус «Сказки Венского леса», грусть- Сергей Слонимский из цикла детские пьесы «Пасмурный вечер», страх- Клод Дебюсси «Разговор ветра с морем», злоба- П.И.Чайковский из увертюры «Щелкунчик» - «Битва». Знакомые мелодии из мультфильмов: радость- «Песенка Красной Шапочки», грусть- «У пони длинная чёлка», страх- «Пиф-паф ой-ой- ой», злоба- «Песня пирата».
Инструкция. Перед тобой лежат картинки, на которых изображены радость, грусть, страх и злоба. Сейчас мы послушаем музыку и пофантазируем, к какой картинке эта музыка больше всего подходит.
Процедура исследования. Заранее перед ребёнком выкладываются картинки. После объяснения инструкции включается фонограмма, и ребёнок начинает осознавать настроение музыки и показывать эмоцию на выбранной картинке.
В эксперименте участвовали две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе участвовало шесть испытуемых, столько же ребят участвовало и в контрольной группе.
Для выявления уровня развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта были выделены четыре уровня для оценки эмоциональной сферы детей:
· Высокий – 3 балла,
· Средний – 2 балла,
· Низкий – 1 балл,
· Очень низкий – 0 баллов.
Интерпретация уровней:
I уровень – высокий – предполагается, что ребёнок понимает инструкцию и задание, правильно справляется с ним, задание не выявило трудностей при его решении, проявляет интерес.
II уровень – средний – ребёнок справляется с заданием только при организационной помощи педагога.
III уровень – низкий – ребёнок плохо понимает инструкцию, совместное вместе с педагогом выполнение задания, работа только по показу, массивная стимулирующая помощь взрослого помогает в выполнении, ребёнок к заданию интереса не проявляет.
IV уровень – очень низкий – ребёнок не понимает инструкций, задание не выполняет, даже при любой помощи педагога, высокая отвлекаемость, ребёнок игнорирует попытки педагога привлечь его внимание.
Другие статьи:
Методические рекомендации работникам школы и вуза по
подготовке учащихся к профессиональному самоопределению
Профориентационная работа реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. - оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. - выработка у школьников сознательного отношения к труду, ...
Проблема субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута учащихся в представлениях педагогов-практиков
Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги, использующие данное понятие, вкладывают в него общий, разделяемый всеми смысл. В нашем иссл ...