Особое место занимает чтение вслух. Оно широко используется для обучения произношению и является обязательным компонентом работы при объяснении нового языкового материала. Общность коммуникативных задач (передача информации) и наличие громкой внешней речи делает чтение вслух ценным упражнением в развитии умения говорить: оно дает возможность работать над выразительностью и обращенностью речи, постепенно увеличивать ее темп, сохраняя при этом правильность и т.д.
Упомянутые учебные функции чтения связаны с овладением учащимися языковым материалом и развитием их устной речи. Наряду с этим в учебном процессе используются построенные на чтении формы работы, целью которых является тренировка тех или иных комплексов операций, необходимых для протекания чтения как речевой деятельности.
Так, в зависимости от того, какой комплекс мыслительных операций, связанных со смысловой обработкой читаемого, является объектом тренировки, различают синтетическое
и аналитическое(с элементами анализа) чтение, беспереводное
(с непосредственным пониманием) и переводное
чтение. По характеру и степени помощи учащемуся выделяют чтение без словаря
и со словарем,
чтение с предварительно снятыми
трудностями
и с неснятыми трудностями
, подготовленное и неподготовленное.
По форме организации различают классное и домашнее чтение,
учебное
(по заданию учителя) и реальное
, или самостоятельное
(по инициативе самого учащегося), фронтальное
(все читают одну и ту же книгу) и индивидуальное;чтение вслух может быть хоровым
и индивидуальным
.
Все перечисленные формы работы используются при обучении как ознакомительному, так и изучающему чтению. Так, для формирования первого необходимы и синтетическое и аналитическое чтение, так как оно требует не только синтетического восприятия материала, но и аналитических операций даже при отсутствии затруднений в понимании (выделение основного, группировка фактов и т.п.); эти формы работы могут быть и домашними и классными, фронтальными и индивидуальными, сопровождаться или не сопровождаться предварительной подготовкой и т.д. То же самое можно сказать и об изучающем чтении.
Чтение вслух является необходимым звеном в формировании зрелого чтения про себя, но его роль ограничена сферой лишь общих компонентов с тихим чтением. Помимо создания в долговременной памяти учащегося зрительно-слухомоторных образов изучаемых языковых единиц , чтение вслух используется:
а) для овладения буквенно-звуковыми закономерностями изучаемого языка,
б) для развития умения объединять элементы предложения воспринимаемые линейно, в синтагмы, слитно произносить компоненты синтагм и правильно оформлять их ритмически и интонационно,
в) для ускорения темпа чтения (до нормальной скорости говорения),
г) для развития способности прогнозировать,
д) для обучения и для контроля точности восприятия печатного материала.
Как видно из перечисленного, чтение вслух используется преимущественно как средство развития и контроля умения учащегося перекодировать зрительные сигналы в звуковые на уровне слова, синтагмы, предложения, текста. Следует, однако, помнить, что при чтении про себя эти же процессы протекают иначе, и поэтому для закрепления навыков этого вида чтения также необходимы упражнения, аналогичные указанным выше.
Другие статьи:
Общение подростка
Общение подростка со сверстниками В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя ...
Организация и методы исследования мотивации учения
Целью констатирующего эксперимента является определение особенностей мотивации учения старших дошкольников. Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2007 г. в детском образовательном учреждении № 10 г. Зеленогорска. В исследовании участвовало 22 ребёнка старшего дошкольного возраста. Перед началом ко ...