Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность.
Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Рассмотрим эти возможности.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ученика, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у учеников интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Итак, внеклассная работа, с точки зрения педагогики, объединяет в себе несколько функций – организацию свободного времени учащегося, воспитание школьника, его развитие и социализацию.
Другие статьи:
Методы диагностики уровня развития познавательных интересов у младших
школьников с нарушением интеллекта
Используемые специальной психологией методы дают возможность определять своеобразие психического развития аномального ребенка. Изучение психических особенностей должно быть объективным и осуществляться с учетом динамики развития. Кроме того, оно должно носить аналитико-синтетический и комплексный характер. Н ...
Методики коррекционного
обучения
Методология специальной психологии, как и всей отечественной психологии, базируются на общих методологических положениях диалектического материализма. Большое значение для понимания психического развития имеет значение принцип детерминизма. Он означает, что все психические явления, понимаются как проявления, ...